г. Хабаровск |
|
20 июля 2017 г. |
А51-19881/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
от Департамента физической культуры и спорта Приморского края - представитель не явился;
от краевого государственного автономного учреждения "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства" - Седюк Р.С., представителя по доверенности от 08.02.2017;
от Контрольно-счетной палаты Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного автономного учреждения "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства"
на решение от 13.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017
по делу N А51-19881/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова;
в суде апелляционной инстанции судьи: В.В.Рубанова, Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина
по иску Департамента физической культуры и спорта Приморского края
к краевому государственному автономному учреждению "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства"
третье лицо: Контрольно-счетная палата Приморского края
о взыскании 781 861 руб.
Департамент физической культуры и спорта Приморского края (далее -
истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к краевому государственному автономному учреждению "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства" (далее - ответчик, учреждение, КГАУ "ЦСП-ШВСМ") о взыскании субсидии, использованной не по целевому назначению, в размере 781 861 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017, исковые требования удовлетворены: с КГАУ "ЦСП-ШВСМ" в пользу департамента взыскано 781 861 руб. и государственная пошлина в сумме 18 637 руб.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, вывод судов о нецелевом использовании денежных средств противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку мероприятия по оборудованию в здании учебно-спортивного центра "Олимпиец" (далее - УСЦ "Олимпиец") санитарно-гигиенической комнаты полностью соответствуют предмету и цели соглашения от 13.05.2014 N 11 о предоставлении субсидии КГАУ "ЦСП-ШВСМ". Также считает неправильным вывод судов о том, что лифтовая шахта и машинное отделение не используются для входа в задние УСЦ "Олимпиец", и обращает внимание на то, что работы по установлению подъемного устройства (лифта) для входа в здание УСЦ "Олимпиец" технологически связаны с работами, выполненными в рамках договора от 19.09.2014 N 14-141-М, что также не может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.
Возражая против доводов учреждения, департамент в представленном отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель КГАУ "ЦСП-ШВСМ" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме.
Департамент физической культуры и спорта Приморского края, Контрольно-счетная палата Приморского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что согласно утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 393-па государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2020 годы" (подпрограмма "Доступная среда") предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Приморского края.
К мероприятиям подпрограммы "Доступная среда" по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для обеспечения доступности и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения отнесены, в том числе: оборудование объектов спорта краевых государственных автономных учреждений спортивной направленности приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом (спортивный комплекс "Олимпиец" краевого государственного автономного учреждения "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства", крытый тренировочный каток с искусственным льдом с. Чугуевка, плавательный бассейн г. Партизанска государственного специализированного автономного учреждения дополнительного образования детей "Краевая детско-юношеская спортивная школа"); приобретение специализированного оборудования и транспортных средств для организации занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в краевых государственных автономных учреждениях спортивной направленности (краевое государственное автономное учреждение "Центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства", государственное специализированное автономное учреждение дополнительного образования детей "Краевая детско-юношеская спортивная школа") (подраздел 2.1 перечня мероприятий подпрограммы).
Реализация мероприятий подпрограммы "Доступная среда" осуществляется, в том числе посредством предоставления субсидий краевым
государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Приморского края от 06.12.2011 N 313-па "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 313-па).
Условием предоставления субсидии краевому учреждению является соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, заключенное между отраслевым органом и краевым учреждением (пункт 4 Порядка N 313-па). Предоставляемые субсидии, как указано в пункте 10 Порядка N 313-па, носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные соглашением.
С целью реализации государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2020 годы" между департаментом и КГАУ "ЦСП-ШВСМ" заключены соглашения о предоставлении субсидий на иные цели на общую сумму 5 208 600 руб., в том числе соглашение от 13.05.2014 N 11 о предоставлении субсидии КГАУ "ЦСП-ШВСМ" на иные цели в 2014 году.
Целью предоставления субсидии по соглашению от 13.05.2014 N 11 является оборудование объектов спорта КГАУ "ЦСП-ШВСМ" приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом на сумму 1 800 000 руб.
Пунктом 1.3. соглашения предусмотрено, что субсидия, предоставленная КГАУ "ЦСП-ШВСМ", используется на оборудование УСЦ "Олимпиец" в соответствии с перечнем мероприятий, являющимся неотъемлемой частью данного соглашения.
Как следует из приложения N 1 к Соглашению от 13.05.2014 N 11, за счет субсидии планировалось приобрести и установить подъемный пандус для входа в здание УСЦ "Олимпиец" лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в количестве 1 шт.; поручни в туалетной комнате в количестве 2 шт.; рамп для преодоления порогов и ступеней внутри здания в количестве 2 шт.
Дополнительным соглашением от 16.07.2014 N 41 сумма субсидии увеличена на 1 000 000 руб. и составила в сумме 2 800 000 руб., поскольку расширено количество приобретаемых приспособлений. В результате соглашением предусмотрено: приобретение и установка подъемного устройства для входа в здание УСЦ "Олимпиец" лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в количестве 2 шт.; приобретение и установка поручней в туалетной комнате в количестве 2 шт.; приобретение и установка рампы для преодоления порогов и ступеней внутри здания в количестве 4 шт.
Согласно отчетам исполнения соглашения от 13.05.2014 N 11, представленным КГАУ "ЦСП-ШВСМ" в департамент, ответчиком приобретены и установлены секционные подъемные ворота на сумму 180 000 руб.; проведены строительно-отделочные работы в коридоре второго этажа и в помещении второго этажа N 57 на поэтажном плане УСЦ "Олимпиец" для оборудования приспособлениями для людей с ограниченными возможностями и инвалидов на сумму 620 000 руб.; выполнены строительно-
монтажные работы в шахте лифта в УСЦ "Олимпиец" на сумму 200 000 руб.;
проведены работы по замене пассажирского лифта на сумму 1 800 000 руб., всего на сумму 2 800 000 руб.
Вместе с тем, по результатам проведенного контрольно-счетной палатой Приморского края контрольного мероприятия по вопросу эффективности и результативности использования средств, выделенных в рамках государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013 - 2020 годы" на подпрограмму "Доступная среда" за 2014 - 2015 годы, выявлено, что средства субсидии, выделенные в рамках подпрограммы "Доступная среда" за счет средств краевого бюджета оплачены и направлены КГАУ "ЦСП-ШВСМ" на цели, не соответствующие целям их получения в общей сумме 781 861 руб.
По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016, в адрес департамента направлено представление от 09.08.2016 N 01-14/661, содержащее указание на необходимость возврата в краевой бюджет части субсидии, использованной по нецелевому назначению.
С целью исполнения представления от 09.08.2016, а также в связи с отказом учреждения возвратить спорную сумму в краевой бюджет, департамент обратился с иском в арбитражный суд, который с учетом фактических обстоятельств данного дела, принимая по внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении мировым судьей судебного участка N 27 Фрунзенского судебного района г. Владивостока Приморского края административного дела N 5-819/16, признал доказанным факт нецелевого использования учреждением субсидии в размере 781 861 руб. и удовлетворил исковые требования.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ, согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучение обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы, исследование материалов дела, показали, что суды обеих инстанций исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка, поэтому суд округа полагает, что оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности в рассматриваемом случае фактов нецелевого использования учреждением средств краевого бюджета.
Как установлено судами, соглашением от 13.05.2014 N 11 о предоставлении субсидии КГАУ "ЦСП-ШВСМ" на иные цели в 2014 году не предусмотрено выполнение строительно-отделочных работ по договорам от 07.10.2014 б/н и от 19.09.2014 N 14-141-М.
Согласно пункту 1.3 соглашения субсидия, предоставленная КГАУ "ЦСП-ШВСМ", используется на оборудование УСЦ "Олимпиец" в соответствии с Перечнем мероприятий, указанным в приложении N 1 к соглашению. В частности, учреждение за счет средств субсидии обязано было осуществить следующие мероприятия: приобретение и установка подъемного устройства для входа в здание УСЦ "Олимпиец" лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в количестве 2 шт.; приобретение и установка поручней в туалетной комнате в количестве 2 шт.; приобретение и установка рампы для преодоления порогов и ступеней внутри здания в количестве 4 шт.
В свою очередь выполнение строительно-отделочных работ в коридоре второго этажа и в помещении второго этажа N 57 на поэтажном плане УСЦ "Олимпиец" по гражданско-правовому договору от 07.10.2014 б/н, заключенному с ООО "Генком", а также строительно-отделочных работ в шахте лифта по гражданско-правовому договору от 19.09.2014 N 14-141-М, заключенному с ООО "СМР", не предусматривалось ни целями предоставления субсидии, ни перечнем мероприятий, приведенных в приложением N 1 к соглашению.
С учетом фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, следует признать верным вывод судов о нарушении ответчиком пункта 10 Порядка N 313-па, пунктов 1.1 - 1.4, 3.1.1 соглашения о предоставлении субсидии от 13.05.2014 N 11, поскольку в нарушение условий предоставления средств из краевого бюджета, без согласования дополнительных мероприятий с департаментом, часть субсидии (781 861 руб.), выделенной в рамках подпрограммы "Доступная среда" за счет средств краевого бюджета, направлена КГАУ "ЦСП-ШВСМ" на цели, не соответствующие целям их получения.
Судами дана правильная оценка дополнительному соглашению от 29.06.2016 к соглашению от 13.05.2014 N 11 о предоставлении субсидии на иные цели в 2014 году, которым перечень мероприятий дополнен четвертым пунктом "оборудование в здании УСЦ "Олимпиец" санитарно-гигиенической комнаты для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (в работы не входит приобретение и установка поручней)", как обстоятельству, не опровергающему выводы контрольно-счетной палаты. Судебными инстанциями правомерно обращено внимание на то, что дополнительное соглашение от 29.06.2016 составлено значительно позже фактического исполнения соглашения от 13.05.2014 N 11, когда все работы были выполнены, завершен финансовый год, а поводом для заключения соглашения явилась проводимая контрольно-счетной палатой проверка.
Судами дана полная и объективная оценка доводам учреждения, заявленным вновь в кассационной жалобе, по эпизодам использования бюджетных средств на ремонтные и отделочные работы лифтовой шахты и машинного помещения в здании УСЦ "Олимпиец", установления подъемного устройства (лифта), с которой соглашается суд округа.
В соответствии со статьей 288 АПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой и постановления арбитражного суда апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом округа не установлено.
В целом доводы кассационной жалобы по существу спора являлись предметом рассмотрения арбитражных судов предыдущих инстанций, в результате чего им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
В силу положений части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемых судебных актов лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемых актов нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 АПК РФ пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 288 АПК РФ могут являться основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не установлено.
Поскольку доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не нашли подтверждение при рассмотрении кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А51-19881/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.