г. Хабаровск |
|
20 июня 2017 г. |
А51-18962/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.В. Цирулик, Е.К. Яшкиной
при участии:
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии"
на решение от 26.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017
по делу N А51-18962/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - И.С. Чугаева, в апелляционном суде - судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании недействительным распоряжения
третье лицо: администрация Артемовского городского округа
Общество с ограниченной ответственностью "Новые технологии" (ОГРН 1022502260351, ИНН 2540089470, место нахождения: 690091, г. Владивосток, ул. Пограничная, 12 г; далее - ООО "Новые технологии", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) от 27.05.2016 N 69-ар "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.06.2015 N 67-ар, от 09.07.2015 N 105-ар".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом привлечена администрация Артемовского городского округа (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО "Новые технологии" просит указанные судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новое решение, которым удовлетворить заявленное требование.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в силу статей 1, 9, 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведения о наложении границ населенного пункта г. Артем на границы земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747, отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Вега Экспедиция" от 02.11.2016 N 7.
Полагает неосновательным вывод суда о невозможности предоставить заявителю земельный участок ввиду нахождения его части в границах технических зон инженерных коммуникаций линий электропередач 110 кВ, так как в охранной зоне находился не весь испрашиваемый земельный участок площадью 21 931 кв.м, а только его часть площадью 1783 кв.м. При этом из письма ОАО "ДРСК" - "Приморские электрические сети" от 13.04.2015 N 507-37/270 следует, что согласование ООО "Новые технологии" расположения базы на испрашиваемом земельном участке является возможным при условии переустройства (выноса) объектов электросетевого хозяйства; в свою очередь, такой вынос со стороны общества возможен лишь после получения данного участка в аренду.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 13.02.2015 N 654-па ООО "Новые технологии" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в районе ул. Стрельникова, 60 ж в г. Артеме, площадью 21 931 кв.м, из земель населенных пунктов, зона производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4); с основным видом разрешенного использования: объекты складского назначения различного профиля; особый режим использования земельного участка: территория ограниченного пользования охранной зоны инженерных коммуникаций площадью 1783 кв.м.
Постановлением администрации от 25.02.2015 N 1116-па обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства складов от 19.02.2015 N 68 и предварительно согласовано место их расположения на земельном участке указанной площадью.
Заявителем выполнены кадастровые работы и 02.04.2015 данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:27:000000:8747.
Распоряжением департамента от 01.06.2015 N 67-ар с учетом изменений, внесенных распоряжением от 09.07.2015 N 105-ар, обществу предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок площадью 21 931 кв.м, с кадастровым номером 25:27:000000:8747, местоположение: Приморский край, г. Артем, ул. Стрельникова, 60 ж, в аренду сроком на 10 лет, разрешенное использование: объекты складского назначения различного профиля, в целях строительства складов.
В дальнейшем постановлением администрации от 11.09.2015 N 2441-па в ранее изданное постановление от 13.02.2015 N 654-па внесены изменения в части указания категории земельного участка: вместо "земли населенных пунктов" - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В порядке самоконтроля департаментом издано распоряжение от 27.05.2016 N 69-ар "Об отмене распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.06.2015 N 67-ар, от 09.07.2015 N 105-ар".
08.06.2016 земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8747 снят с кадастрового учета, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 08.06.2016 N 25/00-16- 235532.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ закреплено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО "Новые технологии", считая распоряжение департамента от 27.05.2016 N 69-ар не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом, обосновывая правомерность оспариваемого заявителем распоряжения от 27.05.2016 N 69-ар департамент указал, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы населенного пункта г. Артема.
Кроме того, в рамках выбора испрашиваемого земельного участка под строительство не было получено согласование филиала ОАО "ДРСК" - "Приморские электрические сети" на размещение складов на земельном участке площадью 21 931 кв.м, расположенном в охраной зоне ВЛ 110 Кв Артемовская ТЭЦ-Западная-Королевцы-Штыково 1,2 в районе г. Артема, ул. Стрельникова, 60 ж.
После принятия распоряжения о предоставлении обществу земельного участка в аренду постановлением администрации от 11.09.2015 N 2441-па в постановление от 13.02.2015 N 654-па об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории внесены изменения в части указания категории земельного участка: вместо "земли населенных пунктов" - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Таким образом, учитывая, что обществом испрашивался земельный участок, находящийся на землях категории "земли населенных пунктов" в территориальной зоне ПК-4, то правовые основания для предоставления земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, не имелось.
Рассмотрев приведенные департаментом основания для принятия оспариваемого распоряжения, судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 11.9 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Согласно части 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Пунктом 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Из представленных в материалы дела письма краевого государственного казенного учреждения "Управления землями и имуществом на территории Приморского края" от 01.04.2016 N 2164/04, обзорной схемы земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747, фрагмента карты функционального зонирования городского округа, входящей в состав проекта изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19.02.2016 N 69-па, фрагмента карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, фрагмента карты границ населенных пунктов, входящих в состав Артемовского городского округа, входящей в состав проекта изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19.02.2016 N 69-па, фрагмента схемы "Предложения по территориальному планированию, входящей в состав Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы г. Артема от 30.10.2009 N 237, следует, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы населенного пункта г. Артем.
Из ответа департамента от 13.12.2016, затребованного судом в порядке статьи 66 АПК РФ, также следует, что согласно сведениям из ИСОГД, границы г. Артем установлены с момента утверждения генерального плана Артемовского городского округа, утверждённого решением Думы Артемовского городского округа от 30.10.2009 N 237 "Об утверждении Генерального плана Артемовского городского округа". 19.02.2016 администрацией Приморского края Генеральный план Артемовского городского округа принят в новой редакции. Согласно карте границ населенных пунктов, входящих в состав Артемовского городского округа, границы г. Артем в испрашиваемой части не изменялись.
Таким образом, суды пришли в правильному выводу о подтвержденности факта пересечения границ Артемовского городского округа с границами испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747.
При этом судом первой инстанции отклонен довод заявителя со ссылкой на заключение кадастрового инженера ООО "Вега Экспедиция" от 02.11.2016 N 7, наоборот, свидетельствующее, по мнению ООО "Новые технологии", об отсутствии такого пересечения границ, выполненное аналитически на основе сведений из ГКН.
В этой связи судом указано на то, что в материалы дела представлены документы территориального планирования, которые обязательны для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений в соответствии с частью 3 статьи 9, частями 1, 5 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что сведения ГКН не содержат информации о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами населенного пункта г. Артем, не свидетельствует об отсутствии самого факта такого пересечения.
Далее, как уже было отмечено, постановлением от 13.02.2015 N 654-па ООО "Новые технологии" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов.
Постановлением Артемовского городского округа от 25.02.2015 N 1116-па обществу утвержден акт выбора земельного участка, из которого следует, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4).
В отношении данного земельного участка установлены особые условия использования: территория ограниченного пользования охранной зоны инженерных коммуникаций площадью 1783 кв.м. В акте выбора земельного участка в графах согласования отсутствует подпись уполномоченного лица от имени РЭС ЮЭС филиала ПЭС ОАО "ДРСК", в графе "Ф.И.О., подпись, печать" стоит ссылка на письмо N 507-37/270, согласно которому указанное лицо отказывает в согласовании возможности размещения складов на земельном участке площадью 21931 кв.м, расположенном в охранной зоне ВЛ 110 Артемовская ТЭЦ-Западная-Кролевцы-Штыково 1, 2 в районе г. Артема, ул. Стрельникова, 60 ж. Согласование размещения производственной базы на указанном земельном участке возможно лишь при условии переустройства (выноса) объекта электросетевого хозяйства ОАО "ДРСК" (ВЛ 110 Артемовская ТЭЦ-Западная-Кролевцы-Штыково 1, 2 пролеты опор NN 130-132).
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Пунктом 9 Правил закреплено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов, размещать рынки, торговые точки, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.
Следовательно, использование названного земельного участка для строительства складов в охранной зоне линии электропередач 110 кВ недопустимо, так как противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства. Данное ограничение также влечет невозможность предоставления заявителю спорного участка.
Установлено, что категория земель, в границах которых образован земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8747, изменена постановлением администрации от 11.09.2015 N 2441-па на основании которого соответствующие изменения относительно категории земель внесены в ГКН.
В соответствии с кадастровой выпиской от 08.06.2016 N 25/00-16-235532 спорный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следствие этому, суды констатировали, что у департамента отсутствовали основания для предоставления в аренду земельного участка, сформированного на землях населенных пунктов в территориальной зоне ПК-4, но фактически относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, путем издания распоряжений от 01.06.2015 N 67-ар и от 09.07.2015 N 105-ар, которые впоследствии правомерно были отменены оспариваемым распоряжением от 27.05.2016 N 69-ар.
В результате установленного суды верно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с той оценкой, которую арбитражные суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленного, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права к спорным правоотношениям сторон, а также нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено, поэтому основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А51-18962/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Макарову Дмитрию Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 04.05.2017 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.