г. Хабаровск |
|
30 мая 2017 г. |
А24-3725/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от федерального агентства научных организаций, представитель не явился,
от федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское", представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций
на решение от 24.11.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017
по делу N А24-3725/2016
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И. Решетько; в суде апелляционной инстанции судьи: С.М. Синицына, Д.А. Глебов, Н.А. Скрипка
по иску федерального агентства научных организаций (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554, место нахождения: 119991, г. Москва, пр-т. Ленинский, 32А)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Сосновское" (ОГРН 1024101215830, ИНН 4105002073, место нахождения: 684033, Камчатский край, Елизовский район, с.Сосновка, ул.Центральная, 3 )
о взыскании 4 908 639, 65 рублей
Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское" (далее - ФГУП "Сосновское", предприятие) в доход федерального бюджета 25 процентов прибыли за 2014, 2015 годы в общей сумме 4 908 639 рублей 65 копеек.
Решением от 24.11.2016, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе агентство просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, со ссылкой на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 41, 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.03.2010 N 15187/09, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, средства, перечисленные подведомственному предприятию из бюджета в виде субсидии на реализацию целевых программ, не исключаются из суммы чистой прибыли. Полагает, что полученные предприятием бюджетные средства подлежат учёту в составе доходов предприятия, и они подлежат учету при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Сосновское" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Агентство, предприятие извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ФГУП "Сосновское" является правопреемником Опытно-производственного хозяйства "Сосновское" Елизовского района Камчатской области, организованного в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 11.05.1972 N 329.
Согласно Федеральному закону от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р предприятие передано в ведение агентства.
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Приказом ФАНО России от 30.04.2015 N 208 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями 25 процентов прибыли в срок до 15.06.2015.
Приказом ФАНО России от 29.04.2016 N 2011 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями 25 процентов прибыли в срок до 15.06.2016.
Во исполнение указанных приказов платежным поручением от 27.06.2016 N 156 ответчик перечислил в доход федерального бюджета за 2015 год 934 250 рублей.
Согласно отчетам о финансовых результатах за 12 месяцев 2014 года и 12 месяцев 2015 года чистая прибыль ответчика составила 15 897 558 рублей 58 копеек (2014 год) и 7 474 000 рублей (2015 год), истец считает, что в федеральный бюджет подлежит перечислению дополнительно - 3 974 389 рублей 65 копеек за 2014 год и 934 250 рублей за 2015 год (с учетом частичной оплаты), итого взысканию подлежит общая сумма 4 908 639 рублей 65 копеек.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований по перечислению предприятием дополнительно в доход федерального бюджета 4 908 639 рублей 65 копеек, с чем согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 1 пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Судами при рассмотрении дела установлено, 06.03.2013 между предприятием и Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края заключено Соглашение о взаимодействии при реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2013-2017 годы" (далее - соглашение от 06.03.2013).
Во исполнение данного соглашения от 06.03.2013 предприятию в 2014 году было перечислено 20 378 000 рублей, в том числе 2 100 000 рублей - из федерального бюджета и 18 278 000 рублей - из бюджета Камчатского края; в 2015 году было перечислено 15 726 000 рублей, в том числе 1 300 000 рублей - из федерального бюджета и 14 416 000 руб. - из бюджета Камчатского края, что подтверждено отчетами о средствах целевого финансировании за 2014, 2015 годы.
Полученные в рамках целевого финансирования денежные средства предприятием оприходованы и указаны в бухгалтерской отчетности как доходы, влияющие на определение прибыли предприятия, что подтверждается представленными в дело бухгалтерскими балансами, отчетами о финансовых результатах.
Из отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2014 года видно, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 22 690 000 рублей, в результате чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 15 898 000 рублей определены с учетом полученной предприятием субсидии.
Так, согласно строке 2120 себестоимость продукции предприятия в 2014 году составила 60 895 000 рублей, а выручка от реализации данной продукции составила 55 991 000 рублей (строка 2110). Таким образом, за 2014 год у предприятия согласно строке 2100 имелся убыток в сумме 4 904 000 рублей.
Также, из отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 года видно, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 17 276 000 рублей, в результате чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 7 474 000 рублей определены с учетом полученной предприятием субсидии.
Согласно строке 2120 себестоимость продукции предприятия в 2015 году составила 65 462 000 рублей, а выручка от реализации данной продукции составила 57 394 000 рублей (строка 2110). За 2015 год у предприятия согласно строке 2100 имелся убыток в сумме 8 068 000 рублей.
Таким образом, прибыль за 2014, 2015 годы целиком представлена средствами, направленными на реализацию целевых программ.
На необходимость расходования средств субсидии только в соответствии с целями их предоставления и недопустимость их перераспределения в пользу собственника имущества предприятия, в том числе, не принятие во внимание средств субсидии при определении размера прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что субсидии, полученные предприятием за 2014, 2015 годы, превышают доходы, полученные от хозяйственной деятельности, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку расчет истца, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджетных источников, неправомерен. Доказательств наличия чистой прибыли, которая имелась бы у ответчика по итогам 2014, 2015 гг., в материалы дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и в силу положений статей 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Суды применили нормы материального права, в соответствии с установленным по данному делу конкретными обстоятельствами, нарушений процессуальных норм, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ влекут безусловную отмену судебных актов, не допустили, в связи с чем, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.11.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А24-3725/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.