Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2017 г. N Ф03-1756/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А24-3725/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Д.А. Глебова, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В. Гуляевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства научных организаций,
апелляционное производство N 05АП-221/2017
на решение от 24.11.2016
судьи В.И. Решетько
по делу N А24-3725/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) Федерального агентства научных организаций
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Сосновское"
о взыскании 4 908 639 рублей 65 копеек,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций (далее по тексту - истец, ФАНО России) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Сосновское" (далее по тексту - ответчик, ФГУП "Сосновское") о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по перечислению части прибыли в размере 4 908 639 рублей 65 копеек.
Решением от 24.11.2016 Арбитражный суд Камчатского края отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование своей позиции апеллянт, ссылаясь на статью 17 Федерального закона от 14.11.2001 N 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", указывает на обязанность ответчика перечислить в бюджет 25% прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.03.2010 N 15187/09, указывает, что при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, средства, перечисленные подведомственному предприятию из бюджета в виде субсидии на реализацию целевых программ, не исключаются из суммы чистой прибыли, следовательно, формирование прибыли за 2014 год и 2015 год за счет получения субсидий, не освобождает предприятие от обязанности перечисления 25% чистой прибыли. Полагает, что полученные предприятием бюджетные средства подлежат учёту в составе доходов предприятия, и они подлежат учету при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет. Полагает, что требование о возврате в бюджет 4 908 639 рублей 65 копеек является законным и обоснованным.
В канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) приобщен к материалам дела. В своем отзыве ответчик указывает, что обжалуемый судебный акт вынесен законно и обоснованно.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что в соответствии с приказом Федерального агентства научных организаций от 22.10.2014 N 828 ФГУП "Сосновское" является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское" Российской академии сельскохозяйственных наук.
В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р предприятие передано в ведение ФАНО России.
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Приказом ФАНО России от 30.04.2015 N 208 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями в срок до 15.06.2015 25 процентов прибыли.
Приказом ФАНО России от 29.04.2016 N 2011 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями в срок до 15.06.2016 25 процентов прибыли.
Во исполнение указанных приказов платежным поручением от 27.06.2016 N 156 ответчик перечислил в доход федерального бюджета за 2015 год 934 250 рублей.
Отмечая, что согласно отчетам о финансовых результатах за 12 месяцев 2014 года и 12 месяцев 2015 года чистая прибыль ответчика составила 15897558 рублей 58 копеек (2014 год) и 7 474 000 рублей (2015 год), истец считает, что в федеральный бюджет подлежит перечислению дополнительно 3 974 389 рублей 65 копеек за 2014 год и 934 250 рублей за 2015 год (с учетом частичной оплаты), итого 4 908 639 рублей 65 копеек, с требованием о взыскании которой истец и обратился в Арбитражный суд Камчатского края.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичные нормы содержатся в статье 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Согласно пункту 2 названной статьи государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 БК РФ к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.
Данный вывод корреспондирует с положением статьи 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Как установлено судом первой инстанции, 06.03.2013 между предприятием и Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края заключено Соглашение о взаимодействии при реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2013-2017 годы", во исполнение которого предприятию в 2014 году было перечислено 20 378 000 рублей, в том числе 2 100 000 рублей - из федерального бюджета и 18 278 000 рублей - из бюджета Камчатского края; в 2015 году было перечислено 15 726 000 рублей, в том числе: 1 300 000 рублей - из федерального бюджета и 14 416 000 руб. - из бюджета Камчатского края. Указанные факты подтверждаются отчетами о средствах целевого финансировании за 2014 год и за 2015 год.
Полученные в рамках целевого финансирования денежные средства предприятием оприходованы и указаны в бухгалтерской отчетности как доходы, влияющие на определение прибыли предприятия, что подтверждается представленными в дело бухгалтерскими балансами, отчетами о финансовых результатах.
Из отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2014 года видно, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 22 690 000 рублей, в результате чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 15 898 000 рублей определены с учетом полученной предприятием субсидии.
Между тем, согласно строке 2120 себестоимость продукции предприятия в 2014 году составила 60 895 000 рублей, а выручка от реализации данной продукции составила 55 991 000 рублей. (строка 2110).
Таким образом, за 2014 год у предприятия согласно строке 2100 имелся убыток в сумме 4 904 000 рублей.
Также, из отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 года видно, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 17 276 000 рублей, в результате чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 7 474 000 рублей определены с учетом полученной предприятием субсидии.
Между тем, согласно строке 2120 себестоимость продукции предприятия в 2015 году составила 65 462 000 рублей, а выручка от реализации данной продукции составила 57 394 000 рублей. (строка 2110).
Таким образом, за 2015 год у предприятия согласно строке 2100 имелся убыток в сумме 8 068 000 рублей.
С учетом изложенного, прибыль за 2014 год и за 2015 год целиком представлена средствами, направленными на реализацию целевых программ.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные предприятием из федерального бюджета и бюджета Камчатского края.
Вступившим в законную силу решением от 16.07.2015 по делу N А24-1685/2015 отказано во взыскании задолженности по перечислению части прибыли за 2013 го, поскольку арбитражный суд, проанализировав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что ФАНО России при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, обязано исключать из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные ФГУП "Сосновское" из федерального бюджета и бюджета Камчатского края, направленные на реализацию целевых программ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что субсидия, полученная предприятием за 2014 год и за 2015 год, превышает доход предприятия, полученного от хозяйственной деятельности (за 2014 год и за 2015 год у предприятия имелись убытки), в связи с чем суд правомерно указал на отсутствие прибыли у предприятия от использования государственного имущества в спорный период.
Доказательств наличия чистой прибыли, которая имелась бы у ответчика по итогам 2014 года и 2015 года, в материалы дела не представлены.
В этой связи, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку расчет истца, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджетных источников, является неправомерным.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются. В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.11.2016 по делу N А24-3725/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3725/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2017 г. N Ф03-1756/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: ФГУП "Сосновское"