г. Хабаровск |
|
08 августа 2017 г. |
А80-480/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания АЗИА": представитель не явился;
от Пограничного управления Федеральной службы безопасности по восточному арктическому району в лице Службы в г. Анадырь: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания АЗИА"
на решение от 09.01.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017
по делу N А80-480/2016
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дерезюк Ю.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Жолондзь Ж.В., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания АЗИА" (ОГРН 1132540008732, ИНН 2540195189, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 29)
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности по восточному арктическому району в лице Службы в г. Анадырь
о признании действий должностного лица неправомерными, признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания АЗИА" (далее - ООО "Азиа") обратилось в арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконными действий государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 категории отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Анадырь Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Семенова О.А. по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении заявителя по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении N 9862А/534-16 от 19.09.2016, прекращении производства по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Решением суда от 09.01.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017, постановление, вынесенное государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 категории отделения режимно- контрольных мероприятий Службы в г. Анадырь Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району от 19.09.2016 по делу N 9862А/534-16 в части признания ООО "Азиа" виновным в совершении административных правонарушений по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ (пункты 2, 3, 4) и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому эпизоду, в общем размере 1 200 000 руб. признано незаконным и отменено. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления в части признании общества виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ (пункт 1) и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. отказано.
Не согласившись с судебными актами, ООО "Азиа" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, признать недействительным постановление от 19.09.2016 по делу N 9862А/534-16 полностью, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В кассационной жалобе общество указывает на необоснованное отклонение судами его доводов о том, что несвоевременная передача данных о месте нахождения судна не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, явилась следствием ошибки капитана в оформлении документов на выход судна и несвоевременного сообщения ему о непоступлении сведений о позиционировании судна каждые два часа Российским центром системы ОСДР. Указывает на недостатки протокола о совершении административного правонарушения, в частности, на неуказание места совершения правонарушения.
Служба в г. Анадыре Пограничного управления по восточному арктическому району Федеральной службы безопасности (далее - Пограничное управление, административный орган) в представленном отзыве просила принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Азиа" является фрахтователем судна т/х "Валерий Васильев" на основании бербоут-чартера от 25.03.2015, заключенного с собственником - иностранной компанией "KEY DEVELOPMENTS S.A" Камбоджа на срок 4 года. Судно имеет разрешение на плавание под Государственным флагом Российской Федерации согласно свидетельству МР-II N 0004756. Судно оснащено системой опознавания судна и слежения за ним на дальнем расстоянии (система ОСДР).
На основании трудового договора от 25.04.2016 N 00051 сроком до 25.08.2016, капитаном судна является Агафонов В.Н.
Уведомлением от 19.07.2016, направленным в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району (г. Мурманск), капитан судна, действующий от имени общества, сообщил пограничной службе о намерении выйти из порта Архангельск 20.07.2016 в 04 часа 00 минут (время московское) в целях осуществления перевозки груза до пункта Певек (Чукотский автономный округ). К уведомлению приложен план перехода Архангельск - Певек, с указанием координат пересечения государственной границы РФ (вход и выход из территориальных вод).
Получив уведомление о намерении выйти из порта Архангельск, 19.07.2016 пограничная служба г. Архангельска сообщила капитану судна о том, что система ОСДР на судне работает некорректно и позицию судна выдает лишь каждые 6 часов, о чем имеется запись в журнале учета принятых и переданных сообщений.
На данную информацию капитан судна пояснил, что система ОСДР работает исправно и двухчасовая позиция судна появится, когда судно выйдет из порта.
20.07.2016 в 10 часов 11 минут (время московское) обществом подано заявление на выход судна из порта Архангельск, предположительно в 03-45 часов (время местное) 20.07.2016. Данным заявлением общество уведомило, что пересечение границы РФ не предполагается (пункт 27 заявления).
21.07.2016 в 12 часов 16 минут (время московское), когда судно уже находилось в рейсе, обществом вновь подано заявление на выход судна из порта Архангельск, в пункте 27 которого отражено о намерении пересекать государственную границу РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Согласно данным судового журнала судно т/х "Валерий Васильев" 20.07.2016 в 07 часов 30 минут пересекло границу порта Архангельск на выход, при этом позиция судна вплоть до 17 часов 40 минут 20.07.2016 не передавалась в пограничную службу с интервалом в каждые 2 часа.
Имея уведомление о рейсе судна и не получая сообщений о его местонахождении, пограничная служба 20.07.2016 в 16 часов 45 минут уведомила ООО "Азиа" о том, что данные о местоположении судна не поступают в пограничные органы, а также указано на возможную ошибку при заполнении заявления на выход судна из порта.
Первое сообщение капитаном судна было передано в ручном режиме 20.07.2016 в 17 часов 40 минут.
Таким образом, судно т/х "Валерий Васильев" вышло из порта Архангельск без оформленного заявления и в промежуток времени с 07 часов 30 минут до 17 часов 40 минут 20.07.2016 данные о местоположении судна каждые 2 часа не передавались.
При этом, во время выполнения рейса в период с 20.07.2016 по 31.07.2016 судно т/х "Валерий Васильев" неоднократно пересекало государственную границу РФ.
По прибытии в порт Певек у капитана судна отобрано объяснение и административным органом запрошены материалы в отношении судна у Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району (Служба в г. Архангельск).
12.09.2016 должностным лицом Пограничного управления в отношении общества составлен протокол об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Указанным протоколом установлено, что 20.07.2016 в 07 часов 30 минут, капитан судна т/х "Валерий Васильев" Агафонов В.Н., будучи уведомленным сотрудником Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району о несвоевременном позиционировании судна в системе ОСДР, не произведя должного своевременного оформления судна на выход из порта, вышел из порта Архангельск морским путем для следования в порт Певек, расположенный на территории Чукотского автономного округа, чем нарушил пункты 56, 66 Правил захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов. В этот же день, в ходе следования судна, по прошествии 2 часов, то есть в 09 часов 30 минут (время московское), сведения о местоположении судна в соответствующий центр системы опознавания и российский центр мониторинга и последующем в пограничные органы ФСБ России не поступили, чем нарушены статья 9 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации, пункты 3, 4, 5, 8, 9, 10 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов.
Аналогичный состав правонарушения установлен в отношении эпизодов в связи с непредставлением сведений о местоположении судна 20.07.2016 в 11 час. 30 мин. (время московское), в 13 час. 30 мин. (время московское) и в 15 час. 30 мин. (время московское).
19.09.2016 должностным лицом Пограничного управления вынесено постановление по делу N 9862А/534-16, которым ООО "Азиа" признано виновным в совершении четырех административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за каждое. Общая сумма административного штрафа по четырем правонарушениям составила 1 600 000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, со ссылкой на часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что поскольку выявленные административным органом нарушения не связаны непосредственно с фактами пересечения государственной границы Российской Федерации в конкретных координатах, совершены обществом до первого пересечения границы РФ, выявлены одним административным органом, зафиксированы одним протоколом, такие действия, по сути, образуют одно правонарушение, которое выражается в несоблюдении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
В этой связи суд признал недействительным оспоренное постановление Пограничного управления в части привлечения общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, имевших место 20.07.2016 в 11-30 часов, 13-30 часов, 15-30 часов и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому из них, в общем размере 1 200 000 руб. В остальной части признал постановление законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами регулируется статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе).
В соответствии с частью 21 статьи 9 Закона о Государственной границе российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Таким образом, российские суда, убывающие из российских портов с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы могут неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного и иных видов контроля, но при обязательном выполнении следующих условий: судно должно быть оснащено техническими средствами контроля, уведомить пограничные органы о намерении пересечь государственную границу и передавать в пограничные органы сведения о местоположении судна.
Порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы, предусмотрен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 863 (далее - Правила N 863).
Согласно пункту 2 данных Правил капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.
При этом, как следует из пункта 9 и Приложения к Правилам N 863, в уведомлении о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации должны содержаться описание маршрута плавания судна, географические координаты и предполагаемое время каждого пересечения государственной границы Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 811 (далее - Правила N 811) установлено, что передаче в пограничные органы подлежат следующие данные о местоположении судна:
а) название судна, его позывной сигнал и идентификационный номер Международной морской организации (при наличии);
б) опознаватель морской подвижной службы MMSI (при наличии);
в) государство, под флагом которого судно осуществляет плавание;
г) географические координаты местоположения судна;
д) дата и универсальное координированное время (UTC) на момент определения географических координат местоположения судна.
Данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 настоящих Правил, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 4).
Подлежащие передаче в пограничные органы в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил данные о местоположении судов центры формируют на основании данных, полученных в автоматическом режиме с судов, оснащенных в соответствии с требованиями к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна (пункт 5).
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что в случае обнаружения на судне прекращения передачи данных о местоположении судна при нахождении судна в море капитан судна обеспечивает передачу с судна информации, предусмотренной пунктом 9 настоящих Правил.
После передачи информации, предусмотренной пунктом 9 настоящих Правил, каждые 2 часа по радиосвязи осуществляется передача в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт (морской терминал), из которого судно вышло в рейс, или порт (морской терминал) назначения, информации, предусмотренной подпунктами "а" - "в", "е" и "и" пункта 9 настоящих Правил, а также географических координат, курса и скорости судна на момент передачи данных о местоположении судна (пункт 10).
Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, из приведенных выше положений следует, что российское судно, намеревающееся совершить рейс с неоднократным пересечением Государственной границы РФ без прохождения контроля, обязано уведомить пограничные органы заблаговременно, получить от них сообщение об исправности технических средств и на протяжении всего следования по маршруту позиционироваться с интервалом не реже, чем каждые 2 часа.
Между тем, как установлено при рассмотрении дела, судно т/х "Валерий Васильев", под управлением капитана Агафонова В.Н., действующего от имени общества, получив от пограничной службы г. Архангельск сообщение о том, что система ОСДР на судне работает некорректно и не выдает данные о местонахождении судна, все же покинуло территорию порта Архангельск 20.07.2016 в 07 часов 30 минут с целью неоднократного пересечения Государственной границы РФ, не дождавшись подтверждения от пограничного органа надлежащего позиционирования судна, изменило время выхода судна из порта, не уведомив об этом пограничный орган за час до времени выхода, а также не обеспечило передачу данных о местоположении судна в период времени с 07 часов 30 минут до 17 часов 40 минут 20.07.2016.
Своими действиями общество нарушило требования, установленные Правилами N 811 и N 863, частью 21 статьи 9 Закона о государственной границе, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
При этом, судами правомерно установлено, что поскольку выявленные административным органом нарушения не связаны непосредственно с фактами пересечения государственной границы Российской Федерации в конкретных координатах, совершены обществом до первого пересечения границы РФ и зафиксированы одним протоколом, в действиях общества содержится состав одного правонарушения, в связи с чем постановление по делу в части признания его виновным в совершении административных правонарушений, имевших место 20.07.2016 в 11-30 часов, 13-30 часов, 15-30 часов и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому, в общем размере 1 200 000 руб. признано незаконным и отменено.
Доводы заявителя жалобы о том, что повторное уведомление от 21.07.2016 подано не в связи с изменением времени выхода, а с целью установления корректной работы системы ОСДР, после уведомления об этом капитана судна правомерно отклонены судами. Материалами дела подтверждается, что о некорректной работе системы ОСДР капитан судна был извещен сотрудником Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району еще до выхода судна из порта, однако не предпринял всех зависящих мер для соблюдения установленных требований.
В этой связи суды пришли также к правильному выводу о наличии вины капитана, а, следовательно, ООО "Азиа" в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии в протоколе и постановлении указания на точки географических координат, где совершено административное правонарушение не могут быть приняты судом во внимание, поскольку событие правонарушения не связано непосредственно с фактами пересечения государственной границы РФ.
Также правомерно отклонены судами доводы о составлении протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении неуполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Поскольку местом совершения вменяемого обществу административных правонарушений не является какая-либо географическая точка, правонарушение было обнаружено Пограничным управлением на территории Чукотского автономного округа, в пункте прибытия судна по окончании рейса, на основании статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу о составлении протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, смягчающих и отягчающих обстоятельств судами не найдено.
Исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, судами также не установлено.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение судами норм права, по существу выражают несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А80-480/2016 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.