г. Хабаровск |
|
08 августа 2017 г. |
А24-4229/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.Н. Новиковой, О.В. Цирулик
при участии:
в отсутствие участвующих в деле лиц
(до перерыва, отложения) от истца: федерального государственного бюджетного учреждения "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник" - Рябинин Д.А., представитель по доверенности б/н от 07.06.2017, Горбачёва Т.И., представитель по доверенности б/н от 07.06.2017
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник"
на решение от 10.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017
по делу N А24-4229/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - Ю.В. Ищук, в апелляционном суде - судьи С.М. Синицына, С.Б. Култышев, А.С. Шевченко
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник"
к обществу с ограниченной ответственностью "Авиационно-туристическая компания "Кречет"
о признании отсутствующим права собственности на объекты недвижимого имущества; об исключении записи на объекты недвижимости из единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости
третьи лица: территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник" (ОГРН 1024101224421, ИНН 4105010229, место нахождения: 684000, Камчатский край, Елизовский р-н, г. Елизово, ул. Рябикова, 48; далее - ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник", учреждение, заповедник, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авиационно-туристическая компания "Кречет" (ОГРН 1024101219020, ИНН 4105004360, место нахождения: 684007, Камчатский край, Елизовский р-н, г. Елизово, проезд Излучина, 4; далее - ООО АТК "Кречет", общество, туристическая компания, ответчик) о признании отсутствующим права собственности общества на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, озеро Курильское (мыс Травяной) - здание туристического кордона-приюта, кадастровый номер 41:05:0101012:1251, общей площадью 93,2 кв.м и здание бани, кадастровый номер 41:05:0101012:1252, общей площадью 11,7 кв.м; а также об исключении записей об указанных объектах из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Камчатском крае), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 10.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник" просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судами не учтены следующие обстоятельства: здание - центр по охране, науке и экологическому просвещению, здание туристического кордона-приюта, служебное помещение N 2 и бани являются одними и теми же объектами недвижимого имущества. Идентичность указанных объектов подтверждается письмом ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 02.08.2016 N 1693. Таким образом, на один и тот же объект недвижимости имеется регистрация права собственности за разными лицами.
Со ссылкой на положения пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) истец указывает, что объекты, используемые в деятельности заповедника, из состава федеральной собственности и из его владения не выбывали и право федеральной собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось. Поскольку спорные объекты относятся исключительно к федеральной собственности, они не могли быть переданы в иную собственность. Следовательно, регистрация права собственности общества на объекты недвижимого имущества осуществлена неправомерно, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы Российской Федерации как собственника имущества.
Обращает внимание, что содержание указанных объектов осуществляется за счет средств учреждения, туристическая компания никакой деятельности с момента передачи имущества по акту на кордоне не ведет.
В отзыве на кассационную жалобу ООО АТК "Кречет", возражая относительно изложенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27.06.2017 объявлялся перерыв до 04.07.2017, затем рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось до 01.08.2017.
В судебном заседании представители ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав суду пояснения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения представителей истца, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края по основаниям, предусмотренным статьей 288 АПК РФ.
По материалам дела судами установлено, приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Камчатской области от 17.06.1999 N 167-пр утверждено заключение от 21.05.1999 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту туристического приюта-кордона на Курильском озере, которым предусмотрено, что ООО АТК "Кречет" за свой счёт построит кордон на озере Курильском и будет ежегодно финансировать содержание трех егерей, охраняющих заказник; туристический приют-кордон планируется поставить на мысе Травяном на месте старого кордона, существующего в полуразрушенном состоянии.
Постановлением главы администрации Усть-Большерецкого районного муниципального образования Камчатской области от 05.01.2000 N 1 утвержден акт госкомиссии туристического приюта-кордона на озере Курильском.
По акту приёмо-передачи от 25.02.2003 ООО АТК "Кречет" передало, а учреждение приняло объекты на озере Курильском, в том числе центр по охране, науке и экологическому просвещению, кордон для охраны, подсобное помещение, надворные туалеты, причал, настильные тропы, вертолетную площадку, групповой умывальник.
Согласно выписке из ЕГРП за Российской Федерацией и за учреждением 14.12.2011 зарегистрированы право собственности и 16.05.2012 право оперативного управления на следующие объекты недвижимого имущества: здание центра по охране, науке и экологическому просвещению, кадастровый номер 41:08:0010113:435, общей площадью 92,3 кв.м и здание служебное помещение N 2, кадастровый номер 41:08:0010113:437, общей площадью 11,0 кв.м, расположенные по адресу: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, кордон ФГУ "Кроноцкий заповедник "Травяной".
Основанием для регистрации, как следует из свидетельств, права собственности Российской Федерации послужило постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; права оперативного управления учреждения - распоряжение ТУ ФАУГИ в Камчатском крае о закреплении имущества на праве оперативного управления от 21.03.2012 N 76-р.
Согласно выписке из ЕГРП за ООО АТК "Кречет" 10.02.2000 зарегистрировано право собственности на здание туристического кордона- приюта, кадастровый номер 41:05:0101012:1251, площадью 93,2 кв.м и здание бани кадастровый номер 41:05:0101012:1252, площадью 11,7 кв.м, расположенные по адресу: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, озеро Курильское, мыс Травяной.
Основанием для государственной регистрации права собственности общества явились: акт приемки законченного строительством объекта от 05.01.2000 N 1, постановление администрации Камчатской области от 10.08.1998 N 272, постановление главы администрации Усть-Большерецкого района от 05.01.2000 N 1.
Заповедник направил в адрес туристической компании претензию от 16.09.2016 N 01-14/630, в которой указал на то, что согласно справке государственного унитарного предприятия "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП "Камчатское краевое БТИ", принадлежащие заповеднику на праве оперативного управления здания центра по охране, науке и экологическому просвещению и служебного помещения идентичны зданиям туристического кордона-приюта и бани, принадлежащих ООО АТК "Кречет". Учреждение располагает информацией об отчуждении туристической компанией данных объектов в частную собственность. В этой связи потребовало от общества в течение трёх календарных дней с момента получения претензии обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 41:05:0101012:1251 и 41:05:0101012:1252, соответственно, с целью устранения правовой неопределённости существующих правомочий в отношении одних и тех же объектов недвижимости.
Оставление ООО АТК "Кречет" претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, в частности справку ГУП "Камчатское краевое БТИ" от 02.08.2016 N 1693, составленную в ответ на запрос ТУ ФАУГИ в Камчатском крае, кадастровые паспорта по состоянию на 30.08.2016, установили существование двух объектов недвижимости, которые имеют различное наименование, права на которые зарегистрированы за различными лицами.
В ходе рассмотрения дела выяснено, что ранее существовавший туристический кордон на мысе Травяном фактически прекратил свое существование (разрушен) и на его месте обществом за свой счёт возведены новые объекты недвижимого имущества (здание туристического кордона-приюта и здание бани), право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП в 2000 году на основании документов, подтверждающих факт их создания силами застройщика (акт ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию от 05.01.2000).
Таким образом, на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления объекты недвижимого имущества (здания центра по охране, науке и экологическому просвещению и служебного помещения) физически не существовали, поскольку на их месте возведены обществом новые объекты - здания туристического кордона-приюта и бани.
Со ссылкой на положения пункта 1 статьи 218, статьи 219, также пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суды отказали в удовлетворении исковых требований.
Между тем, проверяя и давая оценку правовым основаниям регистрации прав в публичном реестре, судами не принято во внимание следующее.
При рассмотрении спора судами не проверена законность нахождения спорных объектов в частной собственности, право на которые зарегистрировано за ООО АТК "Кречет", расположенных на территории Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника.
На основании распоряжения от 30.12.2009 N 125 на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу предоставлен лесной участок общей площадью 1 929 613 га, категория земель: земли лесного фонда, адрес объекта: в пределах земель лесного фонда Усть-Большерецкого лесничества (часть 1) Камчатского края (квартал 445, выдел 37 Усть-Большерецкого участкового лесничества, площадью 12, 02 га).
В соответствии с Положением ФГБУ "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник" заповедник является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств федерального бюджета. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедника полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам и режиму особой охраны его территории, в том числе строительство объектов, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования может быть разрешена деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. В пределах охранной зоны заповедника запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповедника. Имущество заповедника является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления. Заповедник владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах прав, установленных гражданским законодательством.
Согласно положениям статей 6, 8, 9, 11 Закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, в том числе земля, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Эти объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Таким образом, земли государственных природных заповедников, изъяты из оборота. Такие земельные участки не могут быть переданы в частную собственность и не могут быть предметом различных сделок, предусмотренных гражданским законодательством. На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная законом. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту туристического приюта-кордона на Курильском озере от 21.05.1999 следует, что в целях улучшения экологической обстановки в заповеднике предложено дать право ответчику на проведение экологических туров на озере с условием, что последний за свой счет построит кордон и будет ежегодно финансировать содержание 3 егерей. Совещание решило: принять помощь ООО АТК "Кречет" в организации охраны заповедника и дать согласие обществу на строительство туристического приюта. Туристический маршрут должен быть согласован в соответствии с договором с Госкомкамчатэкологией и дирекцией заповедника.
На основании постановления администрации Камчатской области от 10.08.1998 N 272 туристической компании передан в безвозмездное пользование сроком на 25 лет участок лесного фонда площадью 1,3 га на берегу озера Курильское (квартал 445, выделы 35, 36 Усть-Большерецкого лесхоза), по результатам которого между Усть-Большерецким лесхозом Камчатского управления лесами и ООО АТК "Кречет" заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 12.08.1998 под полевой аэродром 0,5 га, под кордон-приют 0,8 га.
Данное постановление легло в основу государственной регистрации права ответчика на спорные объекты.
По акту приема-передачи объектов от 25.02.2003 заповеднику переданы построенные объекты, в том числе спорные, в котором указано на то, что объекты отремонтированы и восстановлены на месте бывших строений.
Судами не проверены обстоятельства и не дана оценка тому, полномочны ли были указанные выше лица созданной комиссии на принятие данных решений, цели этих решений; что за взаимоотношения сложились по принятым комиссией результатам между заповедником и обществом, как они были оформлены и чем урегулированы, на что была направлена воля сторон; законности договора безвозмездного пользования, который предусматривал особые условия (раздел 5), но не содержал цели - строительство капитальных объектов; было ли реализовано право общества на проведение туров, получало ли оно плату за это от третьих лиц, взамен построенных объектов.
Судами применены в данной ситуации положения пункта 1 статьи 218, статьи 219, также пункта 1 статьи 235 ГК РФ без учета специфики специального природоохранного законодательства, сложившихся отношений и без учета установления того, насколько ответчик может являться в этом случае правообладателем в особо охраняемой зоне.
Изложенные вопросы оставлены судами без внимания.
Поскольку судами не устанавливались приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, то обжалуемые решение и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 по делу N А24-4229/2016 Арбитражного суда Камчатского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.