г. Хабаровск |
|
18 августа 2017 г. |
А24-4821/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет"
на решение от 22.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017
по делу N А24-4821/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Копылова, в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет"
к агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении (уклонении от проведения) лесопатологического обследования (и последующей таксации) лесных участков, арендованных по договорам аренды N 5-А от 06.02.2009 и N 33-П от 25.07.2008
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Рассвет" (ОГРН 1024101025585, ИНН 4100017510, адрес (место нахождения: 683015, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Индустриальная, 13; далее - ООО "ТД Рассвет") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края к агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ОГРН 1114101003708, ИНН 4101145761, адрес (место нахождения): 683006, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 18; далее - агентство) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении (уклонении от проведения) лесопатологического обследования (и последующей таксации) лесных участков, арендованных по договорам аренды от 06.02.2009 N 5-А и от 25.07.2008 N 33-П.
Решением от 22.02.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТД Рассвет" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен, с выводами сдобных инстанций о пропуске срока на обжалование бездействий агентства. Ссылается на то, что после получения ответа агентства от 29.12.2015 N 4918 обратилось в суд иском о понуждении ответчика провести лесопатологическое обследование лесов, дело N А24-655/2016. Кроме того, в 2016 году было выявлено, что в Ключевском лесничестве имеется специалист, с компетенцией проведения и оперативного обследования лесов.
В отзыве на кассационную жалобу, агентство просит оставить без изменения, обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом Рассвет" является арендатором лесных участков, расположенных в пределах земель лесного фонда Ключевского лесничества Камчатского края, в том числе
* по договору от 06.02.2009 N 5-А площадью 25 798 га, используемого для заготовки древесины, срок аренды установлен - 10 лет;
* по договору от 25.07.2008 N 33-П площадью 5761, 0 га (в редакциях дополнительных соглашений от 06.09.2010 и от 04.03.2015), используемого для заготовки древесины, срок аренды установлен до 16.10.2016.
Лесные участки переданы арендатору по актам приема передачи, от 06.02.2009 и от 25.07.2008 соответственно.
При эксплуатации лесных участков по указанным договорам арендатором выявлены погибшие и поврежденные древостои на площади всех участков, причиной которых явились устойчивые низовые пожары. В процессе обследований и отводов лесосек была обнаружена значительная часть погибших и поврежденных деревьев с наличием прогаров корневой шейки на и более окружности ствола, высушивание луба С-образной и овальной формы стволов.
Эти обстоятельства доведены до сведения лесничеств путем составления листков сигнализации, в том числе: в листках от 21.10.2011 арендатор проинформировал лесничество об обнаружении в границах лесных участков лесные насаждения, поврежденные лесными пожарами (обугленность корневой шейки, стволов, сухостой, стволовая гниль, усыхание ветвей) площадью около 10 000 га и более 2 000 га.; в листке от 15.07.2013 указано на повреждение насаждений лесными пожарами, на наличие на стволах всевозможных трещин, смолотечении и плодовых тел, примерной площадью 100 000 га.
Актом от 31.10.2012, составленным комиссией в составе лесничего, помощника лесничего и мастера заготовительного участка проведена проверка лесного участка, используемого обществом по договору аренды от 06.02.2009 N 5-А в результате которой выявлен объем поврежденной пожарами древесины непригодной для заготовки: лиственница - 361 190 куб.м, береза белая - 237 710 куб.м, береза каменная - 398 650 куб.м, осина - 42 970 куб.м. Выделы, поврежденные пожарами, нанесены на схему.
В дальнейшем проверка санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в Ключевском лесничестве Крапивневском участковом лесничестве была проведена ФБУ "Рослесзащита" - "ЦЗЛ Хабаровского края" по заданию общества, о чём сотрудниками указанного учреждения был составлен акт 06.08.2013. В акте со ссылкой на кварталы и выделы лесного участка установлено, что таксационная характеристика насаждения не соответствует таксационному описанию (материалам лесоустройства).
Письмом от 18.11.2015 (вх. от 30.11.2015 N 8435) общество, сославшись на данные обстоятельства, просило агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края провести лесопатологические обследования насаждений на лесных участках, используемых обществом по договорам аренды за NN 33-П, 5-А; провести корректировку лесохозяйственного регламента; внести соответствующие изменения в расчетную лесосеку.
Рассмотрев указанное обращение, агентство письмом от 29.12.2015 N 4918 уведомило общество о нецелесообразности проведения лесопатологических обследований арендуемых обществом лесных участков, поскольку имеющийся акт проверки от 06.08.2013 не содержит рекомендаций по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в связи с несоответствием таксационной характеристика насаждений таксационному описанию. Указало, что при обнаружении таких несоответствий для арендуемого лесного участка таксация осуществляется на всем участке, а не на отдельных его частях.
Письмом от 09.09.2016 N МК-09-47/11184 Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) в ответ на обращение общества от 08.07.2016 пояснило, что поскольку по результатам лесопатологического обследования, проведенного в 2013 году, выявлены несоответствия таксационных характеристик обследуемого лесного участка, и это обследование содержит достаточный перечень таксационных характеристик, поэтому возможно внесение изменений в государственный лесной реестр, в том числе в таксационные описания.
ООО "ТД Рассвет", полагая, что при обнаруженных обстоятельствах (наличие на арендуемых лесных участках погибших и поврежденных насаждений) агентство обязано провести лесопатологическое обследование участков, однако в нарушение статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила N 414), бездействует, не проводит соответствующее обследование лесных участков, в связи с чем нарушаются права общества в предпринимательской деятельности обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае спор связан с бездействием уполномоченного органа по проведению лесопатологического обследования лесных участков, арендуемых обществом по договорам за N N 33-П, 5-А.
Вопросы лесопатологического обследования в лесах урегулированы в статье 55 Лесного кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 414 в редакции, действующей на момент обращения общества с соответствующим заявлением.
Из положений статьи 55 ЛК РФ следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, лесопатологические обследования и государственный лесопатологический мониторинг.
Согласно пунктам 12-20 раздела Ш Правил N 414 сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.
Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы).
Заинтересованные органы при получении информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния лесных насаждений.
Заинтересованные органы в 30-дневный срок с даты, получения информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, определяют с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов.
Результаты лесопатологического обследования используются при ведении лесопатологического мониторинга.
При этом согласно подпункта "б" пункта 3 названных Правил, лесопатологическое обследование в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий, по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий, по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ, - Федеральным агентством лесного хозяйства;
Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", вступившим в действие с 01.10.2016, положения кодекса дополнены главой 3.1 "Защита лесов" в составе статей 60.1 - 60.11.
Мероприятия по защите лесов включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (пункт 1 статьи 60.2 кодекса).
В свою очередь, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе проведение лесопатологических обследований (подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 кодекса).
При этом защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами (часть 4 статьи 60.1 ЛК РФ).
По правилам части 1 статьи 60.6 Кодекса лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 60.6 ЛК РФ).
В силу части 4 названной статьи порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В развитие указанной нормы права Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 был утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований и форма акта лесопатологического обследования, вступивший в действие с 27.01.2017.
До указанной даты действовали сначала в период с 29.12.2007 по 15.05.2015 Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, утвержденное приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство N 523), впоследствии, в период с 27.12.2015 по 26.01.2017 - Методический документ по обеспечению безопасности в лесах, утвержденный приказом Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 (далее - Методический документ N 182).
Как предусмотрено пунктом 5 Руководства N 523 лесопатологические обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
В зависимости от задач и организационных форм проведения лесопатологического обследования подразделяются на оперативные и текущие (пункт 7 Руководства N 523).
Оперативные обследования имеют своей целью проверку информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, полученной по листкам сигнализации, оценку состояния популяций вредных насекомых до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатологические обследования). Оперативные обследования организуются лесничествами (лесопарками) (пункт 8 Руководства N 523).
Текущие обследования имеют своей целью инвентаризацию (оценку состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования насаждений для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесных земель, подлежащих облесению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами. Текущие обследования обеспечиваются уполномоченными органами (пункт 9 Руководства N 523).
Пункт 14 названного Руководства воспроизводит положения пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, а пункт 15 Руководства N 523 устанавливает, что информация об обнаружении признаков повреждения лесов направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализации, в котором приводятся вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.
Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих лесопатологических обследований (пункт 17 Руководства N 523).
Аналогичные положения были закреплены в пунктах 4, 5, 6, 8, 9, 11 Методического документа N 182, вступившего в действие 27.12.2015.
Таким образом, из совокупного анализа указанных норм права следует, что лесопатологическое обследование лесов связано с обеспечением санитарной безопасности в лесах, с защитой лесов и обеспечивается вышеназванными уполномоченными органами. В частности в отношении названных лесных участков - Агентством лесного хозяйства Камчатского края в течение 30 дней с момента получения информации о выявленных обстоятельствах (наличие на арендуемых лесных участках погибших и поврежденных насаждений).
Судом установлено, что соответствующая информация поступила в агентство по листку сигнализации от 15.07.2013.
В этой связи при наличии акта от 06.08.2013 результатов проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в Ключевском лесничестве Крапивневском участковом лесничестве суды установили, что обществу стало известно о бездействии агентства в проведении лесопатологического обследования лесных участков в августе 2013 года.
Обращение общества о необходимости проведения лесопатологического обследования лесных участков по тем же основаниям, изложенное в письме от 18.11.2016, рассмотрено агентством и дан ответ в письме от 29.12.2015 N 4918. Судом установлено, что по этому обращению о нарушенных правах обществу стало известно не позднее 26.01.2016.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании незаконными, в том числе бездействий органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, а также доводы сторон с учетом вышеприведенных норм права, регулирующих вопросы проведения лесопатологического обследования лесов установили, что общество о нарушенных правах могло узнать по одному обращению в августе 2013, по другому - в 26.01.2016.
В арбитражный суд с настоящим заявлением общество обратилось 24.11.2016, то есть с пропуском предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Поскольку пропуск срока для обращения в суд при отсутствии ходатайства на его восстановление является самостоятельным основанием для отказа в иске, вывод апелляционного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по этому основанию является правильным.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, с которыми заявитель связывает исчисление срока на обращение в суд, не опровергают правильности выводов апелляционного суда и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А24-4821/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.