г. Хабаровск |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А24-3845/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: В.А. Гребенщиковой, Е.К. Яшкиной
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: - Хилинский В.Д., представитель по доверенности N 212/1/289 от 21.12.2016
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 16.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А24-3845/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.С. Скрипник, в суде апелляционной инстанции судьи: К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова, Е.Н. Шалаганова
по иску акционерного общества "Оборонэнергосбыт"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "261 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности в сумме 153 891 руб. 55 коп. в порядке субсидиарной ответственности
Акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218, место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Образцова, д. 4 а, корпус 1; далее - АО "Оборонэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу", учреждение) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 153 891 руб. 55 коп. задолженности, взысканной решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.12.2014 по делу N А24-4799/2014 с государственного учреждения 261 Отделения морской инженерной службы Войск и Сил на Северо-Востоке РФ.
Определением суда от 19.01.2017 произведена замена процессуального ответчика на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 16.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минобороны, ссылаясь на неверное применение судами норм права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению ответчика, у Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю отсутствовали основания для возврата взыскателю исполнительного листа. Также ссылается на то, что обществом не соблюден порядок направления исполнительного листа в ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" и не обжаловались действия казначейства. Материалами дела не подтвержден и судами не исследовался вопрос относительно наличия открытых лицевых счетов у ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Минобороны поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов. Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.12.2014 по делу N А24-4799/2014 с государственного учреждения 261 Отделения морской инженерной службы Войск и Сил на Северо-Востоке Российской Федерации (ныне - ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации) в пользу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ныне АО "Оборонэнергосбыт") взысканы 148 438 руб. 40 коп. долга и 5 453 руб. 15 коп. государственной пошлины, а всего взыскано 153 891 руб. 55 коп.
Во исполнение решения суда от 08.12.2014 по делу N А24-4799/2014 выдан исполнительный лист серии ФС N 000073931, предъявленный взыскателем в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю для исполнения.
Уведомлением от 12.10.2015 N 38-05-08/10-УВЛ-15-9133 Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю возвратило исполнительный лист серии ФС N 000073931 взыскателю на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по причине отсутствия открытых лицевых счетов должника.
Письмом от 06.08.2015 N 5/4265 ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" (Управление) сообщило, что в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.11.2012 государственное учреждение 261 Отделения морской инженерной службы Войск и Сил на Северо-Востоке Российской Федерации с 01.10.2012 зачислено на финансовое обеспечение в Управление без права открытия лицевого счета в органах Федерального казначейства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Рассматривая возникшие спорные правоотношения в настоящем деле, суды исходили из положений статьи 16 АПК РФ, согласно которым вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и суда по другому делу и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово- бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Подпунктом "б" пункта 90 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" дополнен пункт 3 статьи 242.1 БК РФ абзацем 4, которым предусмотрено такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Судами установлено, что при обращении общества с исполнительным листом в казначейство, лист был возвращен взыскателю уполномоченным органом по причине отсутствия открытых лицевых счетов у должника.
Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 и статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе на осуществление управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за ним в соответствии с его назначением.
Таким образом, Минобороны в силу статьи 125 ГК РФ и вышеприведенных норм права является органом государственной власти, представляющим Российскую Федерацию в правоотношениях, связанных с исполнением обязанностей собственника по содержанию принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ) и несет субсидиарную ответственность по долгам входящим в его структуру учреждений.
Установив, что принудительное исполнение вступившего в законную силу судебного акта первоначальным должником ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации невозможно, суды правомерно удовлетворили требования о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности 153 891 руб. 55 коп. задолженности, установленной решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.12.2014 по делу N А24-4799/2014.
Доводы кассационной жалобы относительно несоблюдения порядка направления исполнительного листа в ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" подлежат отклонению, поскольку общество, получив возвращенный казначейством исполнительный лист, приняло меры по взысканию спорной суммы путем направления заявления в суд.
Также отклоняются доводы кассационной жалобы о непредставлении в материалы дела доказательств, подтверждающих отсутствие открытых лицевых счетов у ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации, как противоречащие установленным судами обстоятельствам по данному делу.
Доводы кассационной жалобы о необжаловании истцом действий казначейства, обоснованные ссылкой на иную судебную практику, являются несостоятельными ввиду изменения нормативно-правового регулирования исполнения судебных актов органами федерального казначейства.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А24-3845/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.