г. Хабаровск |
|
06 сентября 2017 г. |
А73-18234/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.В. Цирулик, Е.К. Яшкиной
при участии:
от истца: публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Азимов И.А. оглы, представитель по доверенности от 10.01.2017 N 356-16/3
от ответчика: департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 02-12/1
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 22.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017
по делу N А73-18234/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - С.Ю. Дацук, в апелляционном суде - судьи Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о взыскании 6 690 729 руб. 94 коп.
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, 117630, г. Москва, ул. Челомея Академика, 5 а; далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - департамент, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за использование земельных участков по договорам аренды от 06.06.2012 N 11439, N 11440, от 02.08.2013 N 11619, N 11620, от 03.02.2014 N 11745, N 11746 в размере 6 035 619 руб. 72 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 655 110 руб. 22 коп. (c учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе с дополнениями к ней, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, департамент, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о неверном произведении истцом расчета взыскиваемой суммы неосновательного обогащения ввиду неприменения соответствующих коэффициентов уровня инфляции, а также коэффициенты, учитывающие вид и сроки использования земельных участков, предоставленных под строительство. Кроме того, по мнению департамента, предъявляя требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами после подачи иска о неосновательном обогащении, общество в нарушение положений статьи 49 АПК РФ фактически заявило новое требование. Полагает, что ответчиком обоснованно начислена арендная плата в соответствии с условиями договоров; к ним применим общий порядок, установленный постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС", возражая относительно изложенных в жалобе доводов, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании 29.08.2017, в котором объявлялся в порядке статьи 163 АПК РФ перерыв, представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества привел свои возражения относительно её доводов, просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным статьей 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 12.05.2012 N 609 между министерством (арендодатель) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков от 06.06.2012 N 11439, N 11440, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24560, 27:23:0000000:1338 для строительства объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска, сроком действия с 12.05.2012 по 12.05.2012 (пункты 1.1., 2.1. договоров).
На основании распоряжения министерства от 24.12.2012 N 2014 между теми же сторонами 02.08.2013, 03.02.2014 заключены договоры аренды земельных участков N 11619, N 11620, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:23349, 27:23:0000000:23350 для размещения подъездной автодороги к объекту "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска, сроком действия с 24.12.2012 по 24.06.2014 (пункты 1.1., 2.1., 2.2. договоров).
Во исполнение распоряжения министерства от 09.09.2013 N 1262 сторонами также 03.02.2014 заключены договоры аренды земельных участков N 11745, N 11746, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24374, 27:23:0000000:24375 для размещения подъездной автодороги в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска, сроком действия с 09.09.2013 по 09.04.2015 (пункты 1.1., 2.1., 2.2. договоров).
В соответствии с пунктом 2.3. договоров аренды предусмотрена возможность их пролонгации на неопределенный срок при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
По актам приема-передачи указанные земельные участки переданы арендатору.
Согласно пункту 3.1. названных договоров размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
В период действия договоров аренды ПАО "ФСК ЕЭС" производило арендные платежи своевременно и с соблюдением порядка, согласованного сторонами.
В связи с изменением федерального законодательства в части порядка определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, ОАО "ФСК ЕЭС" письмом от 05.05.2015 обратилось в департамент о пересмотре размера арендной платы по договорам аренды земельных участков и об установлении ставки арендной платы в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 N 507) в размере, установленном для Хабаровского края и равном 5,59 руб. за кв.м.
Претензией от 18.10.2016 истец обратился к ответчику с требованием о возврате в течение 15 дней с момента получения уведомления излишне уплаченных сумм арендных платежей за период с 01.03.2015 по 30.12.2016 в размере 6 035 619 руб. 72 коп.
Оставление данной претензии департаментом без удовлетворения явилось основанием для предъявления ПАО "ФСК ЕЭС" в арбитражный суд настоящего иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила, утвержденные постановлением от 16.07.2009 N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением от 16.07.2009 N 582, Минэкономразвития издало Приказ от 22.09.2011 N 507, которым определена предельная ставка размера арендной платы для Хабаровского края - 5,59 руб. за кв.м.
Поскольку земельные участки предоставлены и используются обществом для строящейся станции с подъездными дорогами, следовательно, арендная плата за такие участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа от 22.09.2011 N 507 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если иное не установлено законом и не вытекает из существа соответствующих отношений.
При рассмотрении спора судами установлен факт перечисления истцом денежных средств ответчику во исполнение спорных договоров аренды земельных участков, что подтверждено представленными в материалы дела платежными поручениями.
Проверив расчет неосновательного обогащения с позиции приведенных норм права, суды установили переплату ПАО "ФСК ЕЭС" арендных платежей департаменту за период с 01.03.2015 по 31.12.2016, в результате чего признали исковое требование в сумме 6 035 619 руб. 72 коп. подлежащим удовлетворению.
Как следствие этому, суды на основании статьи 395 ГК РФ в действующих редакциях сочли иск в части процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.05.2015 по 21.02.2017 обоснованным в размере 655 110 руб. 22 коп.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что ответчиком обоснованно начислена арендная плата в соответствии с условиями договоров не принимается кассационным судом ввиду правильно установленных судами обстоятельств спора с учетом верного применения вышеприведенных норм права. Новый размер арендной платы в рассматриваемой ситуации подлежал применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
Между тем, проверяя расчет иска о неосновательном обогащении, суд первой инстанции не усмотрел, что его размер, исчислен исходя из периода взыскания, где площадь соответствующего земельного участка умножена на ставку арендной платы, определенной на основании Приказа от 22.09.2011 N 507 - 5,59 руб. (кв.м), без коэффициентов, влияющих на величину аренды, как заявлено департаментом, однако, не рассмотрено в суде апелляционной инстанции, в частности, без учета коэффициента уровня инфляции.
Пунктом 3 Приказа от 22.09.2011 N 507 установлено, что ставка, определенная в соответствии с пунктом 1 Приказа, изменяется согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением от 16.07.2009 N 582, а предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 настоящего Приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил, в соответствии с которым при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
Следовательно, сумма, присужденная к взысканию в виде неосновательного обогащения, не может быть признана обоснованной без проверки правильности расчета настоящего иска общества с учетом изложенного и доводов департамента.
В связи с тем, что в силу статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами, но имеют значение для правильного исхода спора и необходимы для принятия законного и обоснованного судебного акта, то для устранения приведенного недостатка обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А73-18234/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.