г. Хабаровск |
|
12 сентября 2017 г. |
А59-3850/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
от Министерства сельского хозяйства Сахалинской области: Носков И.В., представитель по доверенности от 16.01.2017
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект"
на решение от 29.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017
по делу N А59-3850/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Ф. Дудина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, С.Н. Горбачева, И.С. Чижиков
по иску общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект"
к акционерному обществу "Совхоз Корсаковский"
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области
о взыскании задолженности по договору N 15/02-5 от 19.02.2015 и процентов за пользование чужими денежными средствами
Общество с ограниченной ответственностью "СтройПроект" (далее -ООО "СтройПроект", истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к акционерному обществу "Совхоз Корсаковский" (далее -АО "Совхоз Корсаковский", ответчик) о взыскании 4 930 309 рублей 82 копеек, из них 4 500 000 рублей долга за выполненные работы по договору N 15/02-5 от 19.02.2015 и 430 309 рублей 82 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2015 по 31.07.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены Министерство сельского хозяйства Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - МИЗО Сахалинской области).
Решением арбитражного суда от 29.03.2017 оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций неполно и не всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела.
Заявитель жалобы приводит следующие доводы: об исполнении обязательств в полном объеме; подписания акта сдачи- приемки проектной продукции со стороны ответчика без замечаний к качеству; наличие долга подтверждается актом сверки задолженности, актом контрольно-счетной палаты.
Полагает, что переданная ответчику рабочая документация является более объёмной по наполнению, чем проектная документация, и позволяет начать непосредственно само строительство объекта, при отсутствии необходимости в проведении государственной экспертизы.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области опровергают приведенные истцом доводы, просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства Сахалинской области поддержал позицию изложенную в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Заслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.02.2015 государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Корсаковский" (в последующем - АО "Совхоз Корсаковский") разместило на сайте электронной торговой площадки извещение и документацию открытого запроса предложений в электронной форме N ДВ 14/2-14 по выбору организации на право разработки проектной документации на строительство доильного зала КРС с. Раздольное.
16.02.2015 произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений, 17.02.2015 подведены итоги процедуры, по результатам которой победителем было признано ООО "СтройПроект".
19.02.2015 между ГУСП "Совхоз Корсаковский" (заказчик) и ООО "СтройПроект" (подрядчик) заключён договор N 15/02-5 на разработку проектной документации на строительство доильного зала КРС в с. Раздольное (далее - контракт)
В пункте 3.2 контракта стороны определили срок выполнения работ: начало - со дня заключения контракта, окончание - не позднее 24.02.2015. Стоимость работ установлена договором в размере 10 500 000 рублей.
Согласно пункту 6.2 контракта оплата производится в рассрочку в три этапа, контракт оплачивается до 30.12.2016.
05.05.2015 дополнительным соглашением изменена стоимость работ по контракту до 4 500 000 рублей, изменен срок оплаты, который установлен до 30.06.2015, и исключён пункт 6.6 контракта, которым предусматривалась оплата работ по разработке документации в пределах годового лимита финансирования.
В силу пунктов 5.3 и 5.5 контракта, не позднее трех дней с момента предоставления документации подрядчик оформляет акт о приемке, счет- фактуру и передает их заказчику, который в течение трёх дней с момента получения указанных документов рассматривает их и подписывает при отсутствии замечаний. Оформление приёмки производится на основе результатов проведенных обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов подрядчика работ, подтверждающих соответствие документации условиям контракта.
Согласно Акту сдачи-приемки выполненных работ от 24.02.2015, в соответствии с договором N 15/02-5 от 19.02.2015 исполнителем выполнены, а заказчиком приняты работы по разработке проектной документации на строительство Доильного зала КРС в с. Раздольное.
В том же акте указано, что по результатам выполненных проектных работ исполнителем передана заказчику рабочая документация N 15/02-5.5. "Строительство Доильного зала КРС в с.Раздольное", которая удовлетворяет условиям договора, технического задания и оформлена в надлежащем порядке.
Заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполненных работ не имеет. Со стороны Заказчика акт подписан директором Фуфалько П.В., то есть уполномоченным лицом.
В связи с отсутствием оплаты за выполненные работы истец подготовил и направил ответчику претензию от 18.05.2016 N 172 об оплате в течение 15 дней задолженности в сумме 20 200 000 рублей в соответствии с актом сверки взаимных расчетов за период январь-март 2016 года, подписанным со стороны ответчика главным бухгалтером Шауловой А.В.
Претензия получена ответчиком 19.05.2016, однако оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая возникший спор, суды руководствовались следующим.
Заключенный сторонами договор на выполнение проектных работ является договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу норм статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором и передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ, при необходимости вместе с заказчиком согласовывать готовую техническую документацию с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 760 ГК РФ).
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 746 ГК РФ).
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статья 65 АПК РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в качестве доказательства выполнения проектных работ в соответствии с условиями договора истец представил акт сдачи-приемки выполнения проектных работ от 24.02.2015, акт сверки взаимных расчетов за период с января 2015 г. по март 2016 г., распоряжение МИЗО Сахалинской области от 31.12.2015 N 1514-р "Об условиях приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз Корсаковский", передаточный акт от 31.12.2015.
Вместе с тем указанные доказательства не приняты судами обеих инстанций, поскольку в них не содержится сведений о передаче заказчику проектной документации как результата работ по контракту, при этом условие о выполнении рабочей документации в контракте отсутствуют.
Согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ от 24.02.2015, по результатам работ заказчику передана исполнителем рабочая документация по объекту, удовлетворяющая условиям договора. Аналогичные сведения содержатся и в письме от 22.02.2015 (т.2, л.д.67) с указанием на объём рабочей документации - 12 книг в 4 экземплярах каждая и один экземпляр всей рабочей документации в электронной форме на диске. Подлинник указанного письма, как установил суд первой инстанции, отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В то же время, согласно пункту 12 указанного Информационного письма, наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанные разъяснения даны применительно к договору строительного подряда. Вместе с тем, с учетом аналогичности отношений в части сдачи и приемки работ, принимая во внимание, что пунктом 5.2 контракта предусмотрена сдача-приемка выполненных работ по акту, приведенные разъяснения могут быть применены при разрешении данного спора.
Предметом договора подряда по настоящему делу является разработка проектной документации, результатом работ - разработанная проектная документация в объёме, соответствующем по количеству разделов и их содержанию Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением N 87, рабочая документация - это документация, которая разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства; согласно подпункту "п" пункта 23 указанного Положения один из разделов проектной документации (раздел 6) должен также содержать перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 6832-ДШ/08 разъяснено, что рабочая документация должна соответствовать проектной документации. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации.
Таким образом, понятия "проектная документация" и "рабочая документация" не тождественны, не могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Рабочая документация не может быть разработана в отсутствие проектной документации, поскольку разрабатывается на основе последней и в целях конкретной реализации тех решений, которые содержатся в проектной документации.
Поскольку предметом контракта является разработка именно проектной документации, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что акт от 24.02.2015, согласно которому заказчику передана рабочая документация, не может свидетельствовать о выполнении истцом своих обязательств по контракту и, как следствие, о возникновении у ответчика обязанности оплатить выполненные работы.
С учетом приведенных выше нормативных положений о проектной и рабочей документациях, а также выводов о соотношении этих понятий, доводы истца о том, что переданная ответчику рабочая документация является более объёмной по наполнению, чем проектная документация, и позволяет начать непосредственно само строительство объекта, обоснованно признаны судами безосновательными. Судами правомерно принято во внимание, что проектная документация в виде документов на бумажных носителях либо в электронной форме не представлена, что привело к невозможности сопоставления запланированного результата работ и фактически достигнутого.
Суды критически отнеслись к акту сверки взаимных расчётов за период с января 2015 по март 2016 года, поскольку в нем не указаны основания возникновения поименованных в нём обязательств, что исключает квалификацию данного акта как свидетельствующего о наличии взаимно признанной сторонами задолженности именно по спорному договору и именно в спорном размере (4 500 000 рублей). Оснований не согласиться с выводами судов в оценке данного доказательства у суда округа не имеется.
В качестве достоверного доказательства выполнения проектных работ судами также не принят и передаточный акт от 31.12.2015 к Распоряжению МИЗО Сахалинской области N 11514 от той же даты.
В указанном акте в таблице 15 "Краткосрочные обязательства" указаны обязательства ответчика перед истцом по договору N 15 от 19.02.2015 на сумму 20 200 000 рублей. Между тем, спорный договор подряда имеет иной номер - 15/02-5, а его цена на дату составления передаточного акта от 31.12.2015 уже составляла 4 500 000 рублей на основании дополнительного соглашения от 05.05.2015.
Ссылку на акт контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 25.07.2016 суд апелляционной инстанции признал неправомерной, данное доказательство к материалам дела не приобщалось и среди них отсутствует.
Иных доказательств, подтверждающих правомерность предъявленного в суд иска ООО "СтройПроект" в материалы настоящего дела, не представлено (статья 65 АПК РФ).
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку иная оценка доказательств в суде кассационной инстанции нормами главы 35 АПК РФ не допускается.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Договор, заключенный между сторонами по настоящему делу, является контрактом, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
По смыслу положений статьи 33 и части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, объект закупки (товар, работы, услуги) должен быть описан в контракте таким образом, чтобы имелась возможность безошибочно идентифицировать этот объект, а также четко определить его количественные и качественные характеристики. Применительно к контрактам на выполнение подрядных работ это означает, что в контракте должны быть указаны работы, подлежащие выполнению.
Объект закупки в контракте определен как разработка проектной документации на строительство четко определенного объекта. При этом, с учетом приведенных выше дефиниций понятий "проектная документация" и "рабочая документация", определение объекта через указание на его результат - получение заказчиком именно проектной документации определенного объекта - является идентификацией, соответствующей приведенным нормам Закона N 44-ФЗ.
Закон о контрактной системе, нормы которого носят императивный характер, не содержит положений о возможности изменения объекта закупки в ходе исполнения контракта.
Изменение объекта закупки в ходе исполнения контракта означало бы нарушение принципов ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статьи 6, 12 Закона о контрактной системе).
Оплата работ, результатом которых явился иной объект материального мира, нежели указанный в качестве основного идентифицирующего признака объекта закупки, фактически означает оплату за счет средств бюджета закупки без заключения контракта, в обход положений Закона N 44-ФЗ (статья 10 ГК РФ).
Истец, зная об определении результата подлежащих выполнению работ в соответствии с контрактом, тем не менее предъявил к оплате иной результат, контрактом не предусмотренный. Соответственно, истец не мог не знать о том, что сдаваемый им результат находится вне сферы обязательств между ним как подрядчиком и ответчиком как заказчиком. В данном случае подлежат применению положения пункта 4 статьи 1109 ГК РФ и разъяснения, данные в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), арбитражными судами обеих инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 по делу N А59-3850/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оплата работ, результатом которых явился иной объект материального мира, нежели указанный в качестве основного идентифицирующего признака объекта закупки, фактически означает оплату за счет средств бюджета закупки без заключения контракта, в обход положений Закона N 44-ФЗ (статья 10 ГК РФ).
Истец, зная об определении результата подлежащих выполнению работ в соответствии с контрактом, тем не менее предъявил к оплате иной результат, контрактом не предусмотренный. Соответственно, истец не мог не знать о том, что сдаваемый им результат находится вне сферы обязательств между ним как подрядчиком и ответчиком как заказчиком. В данном случае подлежат применению положения пункта 4 статьи 1109 ГК РФ и разъяснения, данные в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2017 г. N Ф03-3336/17 по делу N А59-3850/2016