г. Хабаровск |
|
12 сентября 2017 г. |
А51-10344/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017
по делу N А51-10344/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в апелляционном суде - судьи А.С. Шевченко, С.М. Синицына, Е.В. Зимин
по иску общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Перспектива"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о взыскании 2 225 489 руб. 98 коп. неосновательного обогащения
третьи лица: администрация города Владивостока, управление Федерального казначейства по Приморскому краю
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Перспектива" (ОГРН 1132536007614, ИНН 2536266180, место нахождения: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 85, офис 9; далее - ООО СК "Перспектива", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент, ответчик) о взыскании 2 225 489 руб. 98 коп. неосновательного обогащения, составляющего переплату арендных платежей по договору аренды земельного участка от 31.07.2012 N 03-Ю-15612 за период с 05.11.2013 по 01.04.2016 (с учётом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация города Владивостока (далее - администрация), управление Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2017 с департамента в пользу общества взыскан 1 585 802 руб. 48 коп., в остальной части в иске отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 указанное решение изменено, с ответчика в пользу истца взыскан 1 562 851 руб. 31 коп., в остальном в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, департамент просит решение от 22.02.2017 и постановление от 23.05.2017 отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует, поскольку установленная в договоре величина внесенной истцом арендной платы не превышает её размер, определенный нормативными правовыми актами. В этой связи обращает внимание, что решениями Думы г. Владивостока от 17.06.2014 N 306, от 30.07.2016 N 505 установлены размеры корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной палаты за земельные участки в г. Владивостоке. При расчете применялся коэффициент функционального использования 15 за земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов: на период строительства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка. Коэффициент функционального использования в размере 2 установлен за земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов: на период строительства в течение первых пяти лет включительно с момента предоставления земельного участка. Материалами дела подтверждается (решение от 11.10.2012 по делу N А51-12612/2012) продление действия разрешения на строительство объекта от 15.03.1993 N 12/93.
Департамент также полагает, что истец ошибочно считает, что расчет арендной платы за пользование земельным участком, собственность на который не разграничена должен осуществляться на основании муниципального правового акта г. Владивостока от 05.03.2008 N 17-МПА. Указывает, что на момент заключения договора размер арендной платы за такие земельные участки устанавливался постановлением администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края". С 01.03.2015 действует новый порядок, закрепленный в постановлении администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па.
Кроме того, департамент считает, что органом, уполномоченным выступать от имени казны муниципального образования г. Владивостока, является управление финансов администрации г. Владивостока, а департамент - главный администратор доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, следовательно, он не может выступать надлежащим ответчиком по делу, поскольку доходы от арендной платы по спорному земельному участку в силу закона были перечислены в казну муниципального образования г. Владивостока.
В отзыве на кассационную жалобу ООО СК "Перспектива", возражая относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просило оставить обжалуемое постановление без изменения; администрация в отзыве выразила свою позицию относительно рассматриваемого спора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятого апелляционного постановления с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как установлено по материалам дела, на основании распоряжения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.07.2012 N 1573 между департаментом (арендодатель) и потребительским кооперативом "ЖСК N 88" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 31.07.2012 N 03-Ю-15612, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:03 00 02:0261, площадью 6255 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пихтовая, дом 35 (установлено относительно объекта незавершенного строительства (блок секция 9Б-2 жилого дома) готовностью 4%, расположенного в границах участка), для использования в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, на срок с 17.07.2012 по 16.07.2022 (пункты 1.1., 1.3. договора).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.3., 2.4. договора арендная плата составляет 87 304 руб. 63 коп. в месяц на основании расчёта, который является неотъемлемой частью договора (приложение N 2 к договору), и рассчитывается исходя из произведения кадастровой стоимости земельного участка, ставки земельного налога и применимой ставки коэффициента функционального использования, равной 15. Арендная плата перечисляется арендатором ежемесячно до 1 числа следующего месяца на счёт УФК по Приморскому краю.
Согласно пункту 2.5. договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в случае изменения действующего законодательства путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору либо направления арендатору дополнительного соглашения заказным письмом с уведомлением, которое арендатор обязан в течение 7 дней с даты его получения рассмотреть, подписать (заверить печатью) и возвратить в адрес арендодателя.
По акту приёма-передачи от 17.07.2012 земельный участок передан арендатору.
Договор аренды зарегистрирован 15.08.2012 в установленном законом порядке в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
На основании соглашения от 24.08.2012 потребительский кооператив "ЖСК N 88" передал свои права и обязанности по названному договору аренды обществу с ограниченной ответственностью "Новый дом", (соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 11.09.2012), которое впоследствии 22.10.2013 заключило с ООО СК "Перспектива" договор купли-продажи недостроенного жилого дома - объекта незавершенного строительства (блок секция 9Б-2) степенью готовности 4%, кадастровый номер - 25:28:030002:4048, общей площадью 2 450,2 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Переход права собственности общества на указанный объект зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 05.11.2013 серии 25-АВ N 126428.
22.10.2013 между ООО "Новый Дом" (арендатор) и ООО СК "Перспектива" (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды, по условиям которого права и обязанности арендатора в полном объёме перешли к новому арендатору с момента государственной регистрации соглашения, которая состоялась 05.11.2013, одновременно с государственной регистрацией права собственности на вышеуказанный объект незавершённого строительства.
Арендатор направил арендодателю претензию от 25.04.2016 с требованием возврата излишне уплаченных в период с 05.11.2013 арендных платежей в сумме 2 226 538 руб. 46 коп., полагая, что установленный департаментом размер аренды необоснованно завышен в связи с применением коэффициента функционального использования в размере 15; просил установить новый размер платы (12 913 руб. 17 коп.), рассчитанный по решению Думы г. Владивостока от 17.06.2014 N 306 в соответствии коэффициентом функционального использования равным 2.
Поскольку данное требование департаментом в добровольном порядке не исполнено, ООО СК "Перспектива" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 424 ГК РФ закреплено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании абзаца 5 части 10 статьи 3 (утратил силу с 01.03.2015) Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливались органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Вводный закон введена статья 3.3, регламентирующая порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предусмотрено, что вышеуказанными земельными участками, расположенными на территории городского округа, распоряжается орган местного самоуправления этого городского округа.
В силу пункта 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (в редакции Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ) органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (в редакции Закона Приморского края от 06.03.2015 N 565-КЗ) органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориях муниципальных образований Приморского края, полномочия которых по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перераспределены в соответствии с законом Приморского края между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края.
19.03.2009 администрацией Приморского края принято постановление N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" (утратило силу с 01.03.2015), которым в формулу расчета размера арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, была включена кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка. Ставка арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена согласно подпункту "а" пункта 1 постановления администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Аналогичный порядок расчета размера арендной платы утвержден вновь принятым постановлением администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па "О Порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края".
Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" с 01.01.2006 на территории Владивостокского городского округа установлен и введен в действие земельный налог. Налоговая ставка, в частности, для земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, установлена в размере 0,2 процента, а в период с 01.01.2016 - в размере 0,3 процента (подпункт 3 пункта 3 приложения к Решению в редакции, действующей на дату заключения договора; подпункт 1 пункта 3 приложения к решению в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 13.05.2015 N 185-МПА, вступившего в силу с 01.01.2016).
Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории города Владивостока определена Муниципальным правовым актом города Владивостока от 05.03.2008 N 17-МПА (утратил силу с 10.08.2015) и Муниципальным правовым актом города Владивостока от 10.08.2015 N 208-МПА в качестве произведения ставки арендной платы и кадастровой стоимости земельного участка.
Корректирующие и функциональные коэффициенты, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельного участка, установлены отдельными решениями Думы города Владивостока.
Так, в 2010-2013 годы применению подлежало решение Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396, подпунктом 1.2 приложения N 1 к которому установлена величина коэффициента функционального использования земельными участками, предназначенными для размещения многоэтажных жилых домов, на период строительства в течение первых пяти лет включительно с момента предоставления земельного участка, равная 2; на период строительства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка (независимо от срока действия договора аренды земельного участка) - равная 15.
Аналогичные величины указанного коэффициента приведены в подпунктах 1.2 приложений N 1 к решениям Думы города Владивостока от 19.06.2013 N 124 (подлежало применению в 2014 году), от 17.06.2014 N 306 (подлежало применению в 2015 году) и от 30.07.2015 N 505 (подлежало применению в 2016 году).
При рассмотрении спора судебными инстанциями установлено, что до заключения договора аренды земельного участка от 31.07.2012 N 03-Ю-15612 между правопредшественником ответчика и потребительским кооперативом "ЖСК N 88" на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2009 по делу N А51- 20302/2009 заключён договор N 03-Ю-12552 аренды земельного участка от 17.08.2010, по условиям которого последний арендовал земельный участок с кадастровым номером 25:28:030002:204, площадью 11879 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Пихтовая, д. 35 (установлено относительно ориентира - жилой дом, расположенного в границах участка), для использования в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства блок секция 9Б, 9Б-2, вставки ВИ-Б1 жилого дома готовностью 4%, блок секция 9А-1 жилого дома готовностью 18%, блок секции 9А-2 и 9А-3, кирпичная вставка ВИ-А2 жилого дома готовностью 51%, кирпичная вставка ВИ-А1 жилого дома готовностью 9%.
Распоряжением департамента от 17.07.2013 N 1573 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030002:204, предоставленный для завершения строительства объектов незавершенного строительства, был разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030002:0261, на котором расположен объект незавершенного строительства (многоквартирный жилой дом) готовностью 4%, принадлежащий в период с 05.11.2013 на праве собственности истцу; право аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:204 кооператива прекращено с предоставлением ему в аренду, в том числе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030002:0261.
В этой связи арендные правоотношения с кооперативом фактически были переоформлены (актуализированы) путём заключения договора аренды от 31.07.2012 N 03-Ю-15612 в отношении одного земельного участка - с кадастровым номером 25:28:030002:0261 с сохранением прежнего целевого назначения аренды (для использования в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок для завершения строительства многоквартирного жилого дома (блок секция 9Б-2) первоначально был предоставлен департаментом 17.08.2010, в связи с чем течение установленного подпунктом 1.2 приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 пятилетнего срока действия льготного функционального коэффициента, равного 2, надлежит исчислять именно с этого момента.
Таким образом, указанную в приложении N 2 к договору аренды ставку коэффициента функционального использования, равную 15, а, следовательно, и согласованную ставку арендной платы на момент его заключения и по 16.08.2015 включительно (пять лет с момента предоставления земельного участка в аренду), суды признали противоречащими положениям решения Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396.
Между тем, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, проверив расчет иска, с учётом подлежащих применению в рассматриваемый период нормативно-правовых актов, установил, что внесению подлежала арендная плата в сумме 1 033 646 руб. 97 коп. (из расчёта ставки земельного налога, равной 0,2%, и ставки функционального коэффициента, равного 2, в период с 17.08.2010 по 16.08.2015; ставки земельного налога, равной 0,2%, и ставки функционального коэффициента, равного 15, в период с 17.08.2015 по 31.12.2015; ставки земельного налога, равной 0,3%, и ставки функционального коэффициента, равного 15, в период с 01.01.2016 по 01.04.2016), в то время как арендатором в спорный период оплачена аренда в общей сумме 2 596 498 руб. 28 коп.
При таких обстоятельствах суд признал обоснованными требования обществав размере 1 562 851 руб. 31 коп.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся расчета иска с учетом применяемого законодательства к спорным правоотношениям сторон, и связанные с оценкой представленных доказательств, подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ. Довод относительного надлежащего ответчика по делу являлся предметом рассмотрения апелляционного суда и получил правильную правовую оценку, вновь заявлен в суде кассационной инстанции, поэтому также отклоняется.
При рассмотрении дела апелляционным судом правильно установлены все обстоятельства спора, верно применены нормы материального права спорным отношениям сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено.
Учитывая изложенное, основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А51-10344/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.