г. Хабаровск |
|
03 октября 2017 г. |
А24-5243/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Камалиевой Г.А., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
от истца: Мильчевой Т.В. по доверенности от 24.08.2017 N 106,
от ответчика: Черных Ю.П. по доверенности от 01.01.2017 N КЭ-18-18-17/18Д;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
на решение от 03.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017
по делу N А24-5243/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ищук Ю.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Чижиков И.С., Горбачева С.Н., Номоконова Е.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
о взыскании 1 185 245 руб. 66 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ОГРН - 1084101001203; далее - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН - 1024101024078; далее - ПАО "Камчатскэнерго", ответчик) о возмещении 1 796 198 руб. 86 коп. убытков.
Иск нормативно обоснован положениями статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 26.1, 31 (подпунктом "у" пункта 1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и мотивирован ненадлежащим исполнением ПАО "Камчатскэнерго" обязательств по договорам оказания услуг от 06.03.2013 N 1/305, 1/505.1 в части начисления и выставления гражданам в платежных квитанция за июль 2016 года платы без повышающего коэффициента за коммунальный ресурс (горячую воду).
В ходе судебного рассмотрения истцом в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшена сумма иска до 1 185 245 руб. 66 коп. за счет исключения из расчета многоквартирных домов с открытой системой водоснабжения.
Решением суда от 03.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований либо направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Заявитель считает, что действия ответчика по расчету платы с применением однокомпонентного, а не двухкомпонентного тарифа незаконны и повлекли на его стороне возникновение убытков. Судами ошибочно не учтено, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" на основании заключенных договоров делегировало ПАО "Камчатскэнерго" полномочия по начислению платы гражданам за коммунальные ресурсы, поэтому убытки связаны с бездействием ответчика. Как полагает заявитель, при исследовании обстоятельств судами смешаны понятия "повышенный норматив" и "повышенный коэффициент", а также применены разъяснения, изложенные в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.09.2015 N 24445-ЛГ/04, не имеющие правового значения для разрешения спора. Выражает несогласие с выводом судов в части отсутствия разницы при расчете размера платы с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), в связи с чем и отсутствует обязанность по исполнению требований подпункта "у1" пункта 31 Правил N 354, поскольку такая разница возникает в силу абзаца 3 пункта 42 Правил N 354. Указывает, что по состоянию на 01.07.2016 двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения утверждены постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 (далее - Постановление N 482), поэтому в исковой период начисление должно было производиться именно по данному тарифу.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик не согласился с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ, судебное разбирательство откладывалось с 05 сентября 2017 года до 17 часов 20 минут 26 сентября 2017 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" и ПАО "Камчатскэнерго" поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.03.2013 между ПАО "Камчатскэнерго" (исполнитель) и ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" (заказчик) подписаны договоры N 1/305 и N 1/505, по условиям которых заказчик поручил исполнителю от своего имени выполнять действия по начислению за отопление и ГВС, указанные в пункте 2.1, в соответствии с условиями заключенного договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям с условием уступки права требования, а заказчик - оплатить оказанные услуги исполнителю в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Согласно условиям пункта 2.1 договора исполнитель обязан производить расчет (перерасчет) платы за отпущенный коммунальный ресурс каждому потребителю в соответствии с Правилами N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 30.06.2016 пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем третьим, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Письмами и претензиями от 01.08.2016, от 04.08.2016 истец указывал ответчику на необходимость применения в расчете платы за коммунальный ресурс (ГВС) повышающего коэффициента 1.4.
Между тем, счета-квитанции на оплату ГВС по жилым помещениям, не оборудованным индивидуальными приборами учета, выставлены ответчиком за июль 2016 года без учета повышающего коэффициента.
По расчету истца, убытки ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" составили 1 185 245 руб. 66 коп. и определены как разница между фактически выставленной к оплате ответчиком стоимости ресурса (рассчитана по однокомпонентному тарифу) и платы, рассчитанной истцом по двухкомпонентному тарифу с применением повышающего коэффициента.
Претензия истца о возмещении убытков оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указав, что неполученная разница при расчете платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов должна направляться исполнителем коммунальных услуг на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика убытков.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и апелляционная коллегия пришли к выводу, что наличие между сторонами заключенных договоров от 06.03.2013 не лишает истца возможности доначислить плату за коммунальный ресурс гражданам самостоятельно, а поскольку в настоящий момент такая возможность не исчерпана, факт наличия убытков не доказан. Ссылаясь на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, приведенные в письме от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, сочли, что денежные средства, полученные в качестве платы за коммунальный ресурс с применением повышающего коэффициента, в домах, не оборудованных коллективными прибора учета, не являются средствами управляющей компании и не могут составлять убытки последнего. Также судами не установлено в действиях ответчика по начислению платы гражданам по однокомпонентному тарифу нарушений договорных обязательств, поскольку они не противоречат Постановлению N 482 в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122.
Поддерживая выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае состава убытков, суд округа исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Кодекса).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство (причинившем вред); вина такого лица предполагается, пока не доказано обратное.
Истец связал возможность получения в свою пользу денежных средств, составляющих размер повышающего коэффициента к нормативу на ГВС при двухкомпонентном тарифе, с бездействием ответчика, не исполнявшим принятые на себя обязательства по договорам оказания услуг от 06.03.2013 N 1/305, 1/505.1 в части начисления и выставления гражданам за июль 2016 года платы в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пп. "у(1))" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности на основании части 4 статьи 12 Закон об энергосбережении.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (часть 4 статьи 12, часть 12 статьи 13 Закон об энергосбережении).
Таким образом, управляющая организация - исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты, применяемые с 01.01.2015, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
С 30.06.2016 соответствующие пункты Приложения к Правилам N 306, которыми установлены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, признаны утратившими силу в соответствии принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603. Этим же постановлением в Правила N 354 внесены дополнения, в силу которых при наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется по формулам приложения к вышеуказанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом повышающего коэффициента.
С 01.07.2016 повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5 применяется в порядке, установленном Правилами N 354 путем включения данного коэффициента в формулы расчета размера платы за коммунальные услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за коммунальную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Поскольку новый правовой режим в части расчета платы с применением повышающего коэффициента к нормативу введен в отношении потребителей, не установивших индивидуальные приборы учета, с 01.07.2016, а пп. "у(1))" п. 31 Правил N 354 продолжал действовать (исключен с 01.01.2017), истец как исполнитель коммунальных услуг имел право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению. Следовательно, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" вправе в рамках договорных отношений с ПАО "Камчатскэнерго" требовать возмещения убытков в случае нарушения последним обязанности начислять плату гражданам без установленных повышающих коэффициентов.
Между тем, обязанность применения повышающего коэффициента возникает в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
Приложением N 3(1) к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 N 482 "Тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа с 01.07.2016 по 30.09.2016" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения установлен тариф по двухкомпонентной схеме, а также определена величина однокомпонентного тарифа.
В дальнейшем Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14.04.2016 N 122 внесены изменения в приложения к Постановлению N 482 для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2016 года. Приложение N 3 дополнено примечанием, в котором установлена расчетная величина однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе для населения и исполнителей коммунальных услуг. Действия данного постановления в соответствии с пунктом 3 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 года.
Таким образом, на 01.07.2016 для населения и исполнителей коммунальных услуг был установлен как однокомпонентный, так и двухкомпонентный тариф на горячую воду.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 36, 38, 67 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Учитывая, что Закон о водоснабжении и водоотведении предоставлял органу регулирования полномочия по установлению однокомпонентного и двухкомпонентного тарифа, а ответчик, осуществляя начисление платы за ГВС потребителям в июле 2016 года, был обязан руководствоваться Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 482 в редакции Постановления от 14.04.2016 N 122, суд округа не усмотрел в поведении ответчика признаков, свидетельствующих о нарушении договорных обязательств, поскольку начисление платы по однокомпонентному тарифу не противоречило Правилам N 354 и соответствовало действующему нормативному акту тарифного регулирования. При этом судебной коллегией учтено, что выбор тарифа произведен ответчиком в переходный период к ценовому регулированию в форме установления двухкомпонентного тарифа, в интересах потребителей для устранения излишней социальной напряженности.
Ссылка управляющей компании на неправомерное взыскание платы по однокомпонентному тарифу, так как тариф на горячую воду в виде двух компонентов является единственно возможным с учетом действующих Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (пункты 88, 89, 90, 92), и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э, не признана кассационной инстанцией состоятельной, так как Постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 482 в редакции Постановления от 14.04.2016 N 122 не оспорено в установленном порядке и не признано недействительным, соответственно, акт являлся обязательным к применению.
Из системного толкования статей 15, 393 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что обязательным условием наступления ответственности за причиненный вред является наличие состава гражданского правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между поведением причинителя вреда и наступившим ущербом. Отсутствие одного из элементов вышеуказанного состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении иска.
Суды обеих инстанций обоснованно не установили в действиях ПАО "Камчасткэнерго" по порядку определения платы за ГВС в июле 2016 года неправомерности, что исключило возможность признать ответчика лицом, в результате действий (бездействий) которого у истца возникли убытки.
Данный вывод является достаточным основанием для отказа истцу в удовлетворении иска.
Судами ошибочно применены при разрешении спора разъяснения, сделанные Министерством строительства и ЖКХ РФ в письме от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, а также сделан вывод о том, что денежные средства, полученные в качестве платы за коммунальный ресурс с применением повышающего коэффициента в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не являются денежными средствами управляющей компании, поскольку с 01.07.2016 повышающий коэффициент выведен из состава норматива потребления, а положениями абзаца 3 пункта 42 Правил N 354 использование повышающих коэффициентов не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета. Вместе тем, данные выводы не привели к принятию неверного судебного акта.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А24-5243/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования статей 15, 393 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что обязательным условием наступления ответственности за причиненный вред является наличие состава гражданского правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между поведением причинителя вреда и наступившим ущербом. Отсутствие одного из элементов вышеуказанного состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении иска.
...
Судами ошибочно применены при разрешении спора разъяснения, сделанные Министерством строительства и ЖКХ РФ в письме от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, а также сделан вывод о том, что денежные средства, полученные в качестве платы за коммунальный ресурс с применением повышающего коэффициента в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не являются денежными средствами управляющей компании, поскольку с 01.07.2016 повышающий коэффициент выведен из состава норматива потребления, а положениями абзаца 3 пункта 42 Правил N 354 использование повышающих коэффициентов не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета. Вместе тем, данные выводы не привели к принятию неверного судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2017 г. N Ф03-2639/17 по делу N А24-5243/2016