г. Хабаровск |
|
17 октября 2017 г. |
А73-921/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, И.В. Ширяева
при участии:
от акционерного общества "Авиационная компания "Восток" - представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Приходько Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2017 N 05-30/00038;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиационная компания "Восток"
на решение от 10.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017
по делу N А73-921/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции Серга Д.Г;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г.Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению акционерного общества "Авиационная компания "Восток" ОГРН 1022701287509, ИНН 2724011561, место нахождения: 681031, Хабаровский край, г.Хабаровск, тер. Аэропорт МВЛ)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41)
о признании незаконными решений
акционерное общество "Авиационная компания "Восток" (далее - заявитель, общество, АО "Авиакомпания "Восток") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, УФНС России по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконными решений УФНС России по Хабаровскому краю от 07.04.2016 N 8 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки до 5-ти месяцев и от 06.09.2016 N 34 о внесении изменений в решение от 07.04.2016 N 8.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Авиакомпания "Восток", ссылаясь в кассационной жалобе на нарушение предыдущими судебными инстанциями при оценке доказательств норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просило судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований или передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Общество полагает, что судами обеих инстанций не дана надлежащая оценка всем приведенным АО "Авиакомпания "Восток" в обоснование своей позиции доводам, которые, по его мнению, свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений управления. Считает, что судами не учтен тот факт, что налоговое законодательство не допускает продление срока проведения выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию, не содержит норм, предусматривающих возможность внесения в решение изменений относительно оснований продления срока проведения проверки. Приводит доводы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о фальсификации доказательства - письменного запроса N 12-12/06228@.
Возражая против доводов общества, управление в представленном отзыве просит оставить судебные акты без изменения. Указывает на то, что обжалуемые налогоплательщиком решения не нарушают его права и законные интересы, приняты в соответствии с компетенцией налогового органа и при наличии оснований для продления срока проведения выездной проверки. Считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетоврения заявления о фальсификации.
АО "Авиакомпания "Восток", извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с участием общества, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции принял участие представитель управления, который поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка АО "Авиакомпания "Восток" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех уплачиваемых обществом налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.09.2012 по 31.05.2015.
На основании мотивированного запроса инспекции от 09.02.2016 N 12-12/02109@ управлением принято решение от 11.02.2016 N 2 о продлении срока её проведения до четырех месяцев. Впоследствии решением от 07.04.2016 N 8 срок проведения выездной налоговой проверки в отношении общества продлен до пяти месяцев.
При принятии решения от 07.04.2016 N 8 управлением учтено, что в проверяемом периоде организация относилась к категории крупнейших налогоплательщиков, имела несколько филиалов, также приняты во внимание длительность проверяемого периода, значительный объем проверяемых и анализируемых документов, проведение выездной налоговой проверки по всем видам уплачиваемых организацией налогов. Кроме того, инспекция в мотивированном запросе N 12-12/06228@ указала на необходимость проведения обобщения документов (информации), полученных при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 93, 93.1 НК РФ, допросов руководящего состава сотрудников коммерческой службы, отдела штурманского обеспечения полетов, начальника юридического отдела АО "Авиакомпания "Восток".
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 06.09.2016 N 34 внесены изменения в решение от 07.04.2016 N 8: слова "на основании п.п. 4 п. 2" заменены на следующие слова "на основании п.п. 6 п.2".
Несогласие с решениями управления от 07.04.2016 N 8, от 06.09.2016 N 34 явилось поводом для обращения АО "Авиакомпания "Восток" с жалобой в Федеральную налоговую службу, которая решением от 28.10.2016 N СА-4-9/20608@ жалобу налогоплательщика оставила без удовлетворения.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая АО "Авиакомпания "Восток" в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, статьи 89 НК РФ, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Приложением N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О, и исходил из того, что у налогового органа имелись достаточные основания для принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика до пяти месяцев. Признавая законным решение от 06.09.2016 N 34, суд указал на отсутствие в нормативных правовых актах, регулирующих порядок и основания продления срока проведения выездной проверки, запрета на внесение в него изменений и исправление опечаток (ошибок).
Апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ, согласился с выводами суда первой инстанции. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (Приложение N4). К числу оснований для продления срока проверки отнесено наличие у проверяемой организации статуса крупнейшего налогоплательщика, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.
Кроме того, подпунктом 6 пункта 2 Приложения N 4 налоговому органу предоставлено право продлить срок проведения проверки и по иным основаниям. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Таким образом, устанавливая возможность продления срока проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев, Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налоговый орган обязанность обосновать причины такого продления; в случае же продления срока до шести месяцев причины продления должны быть исключительными.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О отмечено, что содержащееся в пункте 6 статьи 89 НК РФ понятие "исключительный случай" относится к категории оценочных понятий, которые наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования в правоприменительной практике, однако не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.11.2010 N 1434-О-О относительно полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, определять случаи продления сроков проведения проверки указано, что законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки, в противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм материального права, сделали вывод о правомерном продлении управлением срока проведения выездной налоговой проверки до пяти месяцев. При этом судами учтено, что в ходе продления проверки для проведения допросов направлены повестки о вызове свидетелей: Р.С. Хомченко (от 11.04.2016 N 12-12/06751), А.С. Лебедевой (от 15.04.2016 N 12- 12/07144), Т.А. Сычевой (от 21.04.2016 N 12-12/07861), О.Г. Заварцевой (от 22.04.2016 N 12-12/07874), Д.В. Соловко (от 26.04.2016 N 12-12/08180), А.К. Ткач (от 12.05.2016 N 12-12/09625), В.В. Котелкина (от 12.05.2016 N 12-12/09508). Проведены допросы свидетелей: А.С. Лебедева - главный бухгалтер АО "Авиакомпания "Восток" (протокол допроса от 20.04.2016 N 41), Д.В. Соловко - заместитель коммерческого директора АО "Авиакомпания "Восток" (протокол допроса от 28.04.2016 N 47), А.К. Ткач - генеральный директор "Авиакомпания "Восток" (протокол допроса от 13.05.2016 N 55). Направлены поручения о допросе свидетелей в налоговые инспекции: в Межрайонную ИФНС России N 3 по Амурской области от 07.07.2016 N 12-12/305 в отношении Д.В. Дудкина - бортоператора районного нефтепроводного управления "Белогорск" ООО "Транснефть-Дальний Восток"; в Межрайонную ИФНС N 2 по Приморскому краю от 08.04.2016 N 12-12/306 в отношении Д.А. Павленко - бортоператора районного нефтепроводного управления "Дальнереченск" ООО "Транснефть-Дальний Восток". Получены результаты почерковедческих экспертиз 01.06.2016.
При таких обстоятельствах следует признать верным вывод судов о том, что с учетом статуса налогоплательщика и объема проверяемых и анализируемых документов, а также действий по получению информации о налогоплательщике, у УФНС России по Хабаровскому краю имелись достаточные основания для продления срока проведения проверки, которое не носило формального характера, а было направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля.
Не установлены судами обстоятельства, свидетельствующие о нарушении норм налогового законодательства, а также прав и законных интересов общества принятием управлением решения от 06.09.2016 N 34, которым внесены изменения в решение от 07.04.2016 N 8.
При разрешении ходатайства общества о фальсификации доказательства - письменного запроса инспекции от 05.04.2017 N 12-12/06228@ суд первой инстанции действовал в строгом соответствии с требованиями статьи 161 АПК РФ. Проверив обоснованность заявления о фальсификации доказательства, и отклонив его, суд установил, что налогоплательщиком выявлено несоответствие даты, проставленной в копии запроса (вместо 05.04.2016 указано 03.04.2016), тогда как содержание документа не искажено, поэтому оснований для сомнений в достоверности представленного документа, указанных в нем сведений и проставленной на данном документе подписи должностного лица не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П выводов судов не опровергает и не свидетельствует о нарушении ими норм права, поскольку в каждом конкретном случае суды устанавливают фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу N А73-921/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.