г. Хабаровск |
|
21 ноября 2017 г. |
А73-17700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования -Литовка П.И., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 09-08; Потылицын В.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01-08;
от КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края - Шанина А.А., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 1821; Дьяченко Т.В., представитель по доверенности от 28.12.2016 N 1572;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 09.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017
по делу N А73-17700/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лазарева И.В., в апелляционном суде судьи: Брагина Т.Г., Жолондзь Ж.В., Козлова Т.Д.
по заявлению Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края
о взыскании 2 454 435 руб. 06 коп.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 10227009218880, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 69; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701194724, место нахождения: 680015, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Аксенова, 41; далее - учреждение) о взыскании 2 064 124 руб. 66 коп., использованных не по целевому назначению, 206 412 руб. 46 коп. штрафа и 103 229 руб. 89 коп. пени (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином судебном составе. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к недоказанности фондом нецелевого использования учреждением денежных средств ОМС.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дав соответствующие пояснения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа фонда от 17.06.2016 N 112 его должностными лицами в период с 18.07.2016 по 12.08.2016 проведена плановая проверка учреждения по использованию средств, полученных на финансирование и обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 184 957 руб. 03 коп. на выплаты, не предусмотренные в 2015 году тарифным соглашением.
По факту выявленных нарушений фондом составлен акт проверки от 23.08.2016 N 69 и выставлено требование от 01.09.2016 N 18 о возврате средств, использованных не по целевому назначению в указанной выше сумме и уплате штрафа в размере 218 495 руб. 70 коп., начисленного на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Неисполнение учреждением в установленный срок требования фонда, послужило основанием для обращения последнего с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 указанного Кодекса, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 23.3 Положения N 73 п при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Из содержания пунктов 29, 30 указанного Положения следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Удовлетворяя исковые требования фонда, арбитражный суд первой инстанции, выводы которого поддержаны апелляционным судом, исходил из того, что факт нецелевого расходования учреждением средств обязательного медицинского страхования установлен в рамках дела N А73-12548/2016, решение суда от 28.11.2016 по которому вступило в законную силу, и в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Учитывая, что требование фонда от 01.09.2016 N 18 о возврате средств, использованных не по целевому назначению, признано судом законным и учреждение не возвратило спорную сумму, суды, в соответствии со статьями 20, 35, 36 Закона об обязательном медицинском страховании и положениями территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи, утвержденной на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы постановлением Правительства Хабаровского края от 05.12.2012 N 418-пр, пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных (с учетом уточнения) в настоящем деле требований.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся, по сути, к отсутствию доказательств нецелевого использования денежных средств учреждением, заявлялись в апелляционном суде и обоснованно им отклонены как направленные на пересмотр обстоятельств, установленных в рамках другого арбитражного дела N А73-12548/2016.
В соответствии с положениями части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает стабильность правового регулирования, выражает принцип правовой определенности.
Учитывая изложенное, исследованные и оцененные ранее фактические обстоятельства в рамках определенных правоотношений, установленные судом и зафиксированные судебным решением, как верно указано апелляционным судом, не могут опровергаться при необходимости их вторичного исследования судебными инстанциями.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 по делу N А73-17700/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.