г. Хабаровск |
|
21 ноября 2017 г. |
А04-328/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии:
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился;
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: Кривошеин Ю.И., представитель по доверенности от 09.01.2017;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 23.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017
по делу N А04-328/2017 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чумаков П.А.; в апелляционном суде судьи: Балинская И.И., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по делу N А04-328/2017 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1042800143638, ИНН 2825009304, место нахождения: 676572, Амурская область, Селемджинский район, поселок городского типа Февральск, ул. Саянская, 8)
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 148)
о признании недействительным акта
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение здравоохранения, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным акта территориального фонда обязательного медицинского страхования по Амурской области (далее - ТФОМС Амурской области, фонд) от 03.11.2016.
Решением суда от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017, акт фонда от 03.11.2016 признан недействительным в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на арендную плату на сумму 181 000 руб. и начисления на данную сумму штрафа в размере 18 100 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе учреждения здравоохранения, которое, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции в оспариваемой части и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что заключенные между учреждением здравоохранения и страховыми компаниями договоры не предусматривают ответственность медицинской организации за нецелевое использование средств ОМС. Считает, что суд не дал надлежащую оценку тому факту, что в течение спорного периода на счет ОМС поступали средства из других источников, что свидетельствует о неуменьшении средств ОМС. Обращает внимание на то, что законодательством в сфере ОМС не предусмотрена ответственность за отсутствие раздельного учета по операциям ОМС.
ТФОМС Амурской области в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции, с доводами, изложенными в ней, не согласились, считают принятые судебные акты в данной части законными и обоснованными.
Учреждение здравоохранения надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение представителя фонда, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом ТФОМС Амурской области от 14.10.2016 N 294 специалистами фонда проведена плановая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования в учреждении здравоохранения за период с 01.01.2015 по 30.06.2016.
Обстоятельства проведения плановой проверки в период с 24.10.2016 по 03.11.2016 и выявленные нарушения отражены в акте от 03.11.2016.
Из акта следует, что фондом выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 674 650 руб., в том числе: 715 550 руб. - заработная плата врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год; 37 100 руб. - обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году; 300 000 руб. - со счета по учету средств ОМС переведены на основной счет Учреждения здравоохранения для приобретения аппарата рентгеновского в 2015 году, подтверждающих документов о возврате средств на лицевой счет ОМС не предоставлено; 622 000 руб. - оплата квартир, арендованных у физических лиц, для медицинского персонала, в том числе: в 2015 году - 384 000 руб., за 6 месяцев 2016 года - 238 000 руб.
Помимо этого, в акте указано, что перечисленные выше расходы в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинского помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756 (далее - Территориальная программа 2015), должны финансироваться за счет средств областного бюджета; психиатрия и наркология в сферу ОМС не входит; расходы на приобретение медицинского оборудования, аренду квартир у физических лиц для медицинского персонала в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входят.
Кроме этого, фондом выявлено, что в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326), раздела 5 Территориальной программы 2015, подпункта "г" пункта 38 Тарифного соглашения обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 в медицинской организации осуществлялось использование целевых средств обязательного медицинского страхования на цели, не входящие в сферу ОМС, на общую сумму 1 674 650 руб.
По результатам проверки учреждению здравоохранения предложено устранить выявленные нарушения: восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 1 674 650 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления, путем перечисления средств на расчетный счет ТФОМС Амурской области и оплатить штраф в размере 167 465 руб. - 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Не согласившись с актом от 03.11.2016, учреждение медицинская организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично. Апелляционная коллегия выводы суда поддержала.
Обе инстанции, по мнению суда округа, обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 28 Закона N 326 страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила обязательного медицинского страхования), согласно пункту 156 которых тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с главой XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Согласно пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Приведенный перечень затрат является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы только на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу
В пункте 3.17 Тарифного соглашения на 2015 год от 21.01.2015, а также пункте 3.12 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 закреплено, что использование медицинскими организациями средств ОМС на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС, а также на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым.
Таким образом, суды при системном толковании вышеуказанных норм сделали правильный вывод о том, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации на арендную плату за пользование имуществом, которое непосредственно используется такой организацией в процессе оказания медицинской помощи. При этом целевым, является приобретение медицинского оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Материалами дела подтверждается, что НУЗ "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является медицинской организацией.
Фонд по результатам проверки сделал вывод о нецелевом расходовании учреждением здравоохранения денежных средств в сумме 1 674 650 руб., в том числе направленных на: заработную плату врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год - в сумме 715 550 руб.; обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году - 37 100 руб.; приобретение аппарата рентгеновского в 2015 году - 300 000 руб.; на аренду квартир для медицинского персонала - в сумме 622 000 руб., в том числе: в 2015 году - 384 000 руб., за 6 месяцев 2016 года - 238 000 руб.
Судами верно установлено, что расходы на заработную плату врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год, обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756, должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании пункта 37 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 158 Правил обязательного медицинского страхования, пункта 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 и пункта 3.8 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 перечисленные выше расходы на приобретение аппарата рентгеновского, оплату за аренду квартир не включены в структуру тарифа по ОМС.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеназванными нормами права, сделали правильный вывод о том, что расходы по оплате аренды медицинской организацией жилья для своих работников не включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
При исследовании платежных поручений о расходовании денежных средств на оплату труда врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога, обучение врача психиатра-нарколога, аренду квартир у физических лиц, установлено, что указанные платежи производились в течение нескольких последующих дней после зачисления денежных средств ОМС от страховых компаний на счет учреждения для операций со средствами ОМС N 40703810603000072423.
В материалах дела имеется счет ООО "МедХимСнаб-ДВ" от 02.12.2015 N 61 на оплату 3 400 000 руб. за аппарат рентгеновский, платежное поручение учреждения от 04.12.2015 N 2171 о перечислении 300 000 руб. со счета ОМС N 40703810603000072423 на основной счет учреждения, платежное поручение от 04.12.2015 N 2172 о перечислении 3 400 000 руб. с основного счета учреждения на счет ООО "МедХимСнаб-ДВ" N 61 с указанием "за аппарат рентгеновский".
Относительно перечисления учреждением здравоохранения со счета ОМС 300 000 руб. на приобретение рентгеновского аппарата, суды обоснованно признали правомерными выводы ТФОМС по Амурской области о нецелевом расходовании данных средств, начислении штрафа в размере 30 000 руб. за нецелевое использование средств ОМС на сумму 300 000 руб., направленных на приобретение рентгеновского аппарата.
Поскольку оплата аренды квартир для медицинского персонала в размере 181 000 руб. произведена учреждением здравоохранения со счета и за счет средств оплаты талонов родовых сертификатов, а не за счет средств ОМС, суд правомерно признал недействительным акт ТФОМС по Амурской области от 03.11.2016 в части признания нецелевым использованием средств ОМС на арендную плату в размере 181 000 руб., начисления на данную сумму штрафа - 18 100 руб., отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Довод заявителя жалобы об аресте налоговыми органами счетов учреждения здравоохранения отклоняется судом кассационной инстанции в силу краткосрочности периодов такого ареста и не представления медицинской организацией обоснования необходимости перечисления денежных средств со своего основного счета на счет для операций со средствами ОМС.
Довод заявителя жалобы о том, что учреждение здравоохранения несвоевременно получало денежные средства за медицинскую помощь по ОМС подлежит отклонению, в связи с непредставлением доказательств несвоевременного перечисления страховыми медицинскими организациями средств ОМС.
Довод заявителя жалобы о том, что договоры, заключенные между медицинским учреждением и страховыми медицинскими организациями не предусматривают ответственность медицинской организации за нецелевое использование средств ОМС также правомерно отклонен. В соответствии с пунктом 3.17 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 год, пунктом 3.12 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 использование медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым. В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в окружном суде, и лишь свидетельствуют о несогласии заявителя кассационной жалобы с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам дела. Полномочий для переоценки выводов суда, кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ, не предоставлено.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению в обжалуемой части не подлежат.
При рассмотрении кассационной жалобы заявителю в соответствии со статьей 110 АПК РФ предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 1 500 руб. по кассационной жалобе до окончания судебного разбирательства по делу, которая подлежит взысканию с Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по делу N А04-328/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1 500 рублей.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.