Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2017 г. N Ф03-4537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
21 августа 2017 г. |
А04-328/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Бегеева А.Б., представитель по доверенности от 13.03.2017 б/н;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 23.05.2017
по делу N А04-328/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей П.А. Чумаковым по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействительным акта
|
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Амурской области (далее - ТФОМС Амурской области) от 03.11.2016.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2017 признан недействительным, несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации оспариваемый акт Фонда ОМС от 03.11.2016 в части признания нецелевым использования средств обязательного медицинского страхования на арендную плату на сумму 181 000 руб. и начисления на данную сумму штрафа в размере 18 100 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Учреждение здравоохранения, не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на наличие у него 3 расчетных счетов, поступление на эти счета денежных средств из нескольких источников финансирования, несвоевременное получение денежных средств за медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию. Полагает, что денежные средства на приобретение медицинского оборудования, оплату арендованных квартир для врачей-специалистов использованы по целевому назначению и оснований для возврата указанных средств в бюджет не имеется.
Представитель Учреждения здравоохранения в заседании апелляционного суда поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить.
ТФОМС Амурской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, ТФОМС по Амурской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Учреждения здравоохранения, проверив обоснованность и законность решения суда в обжалуемой части, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом ТФОМС Амурской области от 14.10.2016 N 294 специалистами Фонда проведена плановая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования в НУЗ "Узловая больница на станции Февральск ОАО "РЖД" за период с 01.01.2015 по 03.11.2016.
Проверкой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 674 650 руб., в том числе: 715 550 рублей - заработная плата врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год; 37 100 рублей - обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году; 300 000 рублей - со счета по учету средств ОМС переведены на основной счет Учреждения здравоохранения для приобретения аппарата рентгеновского в 2015 году, подтверждающих документов о возврате средств на лицевой счет ОМС не предоставлено; 622 000 рублей - оплата квартир, арендованных у физических лиц, для медицинского персонала, в том числе: в 2015 году - 384 000 рублей, за 6 месяцев 2016 года - 238 000 рублей).
Результаты проверки оформлены актом от 03.11.2016, в котором отражено, что перечисленные выше расходы в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинского помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756 (далее - Территориальная программа 2015), должны финансироваться за счет средств областного бюджета; психиатрия и наркология в сферу ОМС не входит; расходы на приобретение медицинского оборудования, аренду квартир у физических лиц для медицинского персонала в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входят.
В акте от 03.11.2016 указано, что в нарушение части 7 статьи 35 Закона N 326, раздела 5 Территориальной программы 2015, подпункта "г" пункта 38 Тарифного соглашения обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 в НУЗ "Узловая больница на станции Февральск ОАО "РЖД" осуществлялось использование целевых средств обязательного медицинского страхования на цели, не входящие в сферу ОМС, на общую сумму 1 674 650 руб.
В целях устранения выявленных нарушений, в акте от 03.11.2016 потребовано восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 1 674 650 рублей в течение 10 рабочих дней со дня предъявления, путем перечисления средств на расчетный счет ТФОМС Амурской области и оплатить штраф в размере 167 465 рублей - 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Не согласившись с актом, учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является принцип ответственности за нецелевое использование средств обязательного социального страхования.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326) являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, для целей данного Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 28 Закона N 326 определено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 37 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что медицинские организации - участники обязательного медицинского страхования обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, исключительно на цели, определенные законодательством об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, согласно пункту 156 которых тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с главой XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В силу пункта 158 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Приведенный перечень затрат является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы только на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 3.17 Тарифного соглашения на 2015 год от 21.01.2015, пунктом 3.12 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 использование медицинскими организациями средств ОМС на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС, а также на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым.
Следовательно, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации на арендную плату за пользование имуществом, которое непосредственно используется такой организацией в процессе оказания медицинской помощи. При этом целевым, является приобретение медицинского оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что НУЗ "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является медицинской организацией.
Из оспариваемого акта видно, что ТФОМС Амурской области по результатам проверки сделаны выводы о нецелевом расходовании Учреждением здравоохранения денежных средств в сумме 1 674 650 руб., в том числе направленных на: заработную плату врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год - в сумме 715 550 рублей; обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году - 37 100 рублей; приобретение аппарата рентгеновского в 2015 году - 300 000 рублей; на аренду квартир для медицинского персонала - в сумме 622 000 рублей, в том числе: в 2015 году - 384 000 рублей, за 6 месяцев 2016 года - 238 000 рублей.
Однако расходы на заработную плату врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год, обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756, должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 37 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, пунктом 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 и пунктом 3.8 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 перечисленные выше расходы на приобретение аппарата рентгеновского, оплату за аренду квартир не включены в структуру тарифа по ОМС.
Установив и оценив фактические обстоятельства дела и представленные участниками спора доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы по оплате аренды медицинской организацией жилья для своих работников не включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Исследовав платежные поручения о расходовании денежных средств на оплату труда врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра- нарколога, обучение врача психиатра -нарколога, аренду квартир у физических лиц, суд установил, что указанные платежи производились в течение нескольких последующих дней после зачисления денежных средств ОМС от страховых компаний на счет учреждения для операций со средствами ОМС N 40703810603000072423.
Также в материалы дела представлены счет ООО "МедХимСнаб-ДВ от 02.12.2015 N 61 на оплату 3 400 000 за аппарат рентгеновский, платежное поручение учреждения от 04.12.2015 N 2171 о перечислении 300 000 рублей со счета ОМС N 40703810603000072423 на основной счет учреждения, платежное поручение от 04.12.2015 N 2172 о перечислении 3 400 000 рублей с основного счета учреждения на счет ООО "МедХимСнаб-ДВ N 61 с указанием "за аппарат рентгеновский".
Поскольку материалами дела подтвержден факт перечисления учреждением со счета ОМС 300 000 рублей на приобретение аппарата рентгеновского, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными выводы ТФОМС по Амурской области о нецелевом расходовании указанных средств, начислении штрафа в размере 30 000 рублей за нецелевое использование средств ОМС на сумму 300 000 рублей, направленных на приобретение рентгеновского аппарата.
Кроме того, в ходе судебного процесса судом первой инстанции установлено, что оплата аренды квартир для медицинского персонала в размере 181 000 рублей произведена Учреждением здравоохранения со счета и за счет средств оплаты талонов родовых сертификатов, а не за счет средств ОМС.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал недействительным оспариваемый акт ТФОМС по Амурской области от 03.11.2016 в части признания нецелевым использованием средств ОМС на арендную плату в размере 181 000 рублей, начисления на данную сумму штрафа - 18 100 рублей и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несвоевременном получении денежных средств за медицинскую помощь по ОМС, о целевом расходовании денежных средств ОМС на приобретение медицинского оборудования и отсутствии оснований для возврата указанных средств в бюджет являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
При обращении в суд с апелляционной жалобой Учреждение здравоохранения уплатило госпошлину в сумме 3000 рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории апелляционных жалоб размер государственной пошлины составляет 1500 рублей. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 22.02.2017 N 856 госпошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2017 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-328/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 2825009304, ОГРН 1042800143638) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от22.02.2017 N 856.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-328/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2017 г. N Ф03-4537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск "РЖД"
Ответчик: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Амурской области