г. Хабаровск |
|
12 декабря 2017 г. |
А51-3860/2017 |
Резолютивная часть постановления от 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимпорт"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017
по делу N А51-3860/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимпорт"
к Владивостокской таможне
о признании незаконным отказа
Общество с ограниченной ответственностью "Владимпорт" (ОГРН 1142536006909, место нахождения: 690034, Приморский край, г.Владивосток, ул.Приходько, 2, 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, место нахождения: 690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Посьетская, 21А; далее - таможня, таможенный орган) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по таможенным декларациям N N 10702030/141015/0065046, 10702030/201015/0066298, выраженного в письме от 12.01.2017 N 25-33/01064. Также общество просило взыскать с таможни 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 14.08.2017. Фактически доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о соответствии решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров требованиям действующего законодательства. Полагает, что хозяйствующим субъектом при таможенном оформлении ввезенного товара были представлены все необходимые документы для применения основного метода определения таможенной стоимости, в связи с чем оснований для определения таможенной стоимости по иному методу и доначисления к уплате таможенных платежей не имелось.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая оспариваемый по делу акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда, в судебное заседание кассационной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в октябре 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта от 01.12.2014 N 9, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного Союза ввезен товар на условиях поставки FOВ. В целях таможенного оформления товаров заявитель подал таможенные декларации N N 10702030/201015/0066298, 10702030/141015/0065046, определив таможенную стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара, согласно описи.
Выявив в ходе таможенного контроля риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, таможенный орган 15.10.2015 и 21.10.2015 принял решения о проведении дополнительной проверки, которыми у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорных таможенных декларациях.
В ответ на решения о проведении дополнительной проверки по спорным таможенным декларациям общество письмами от 15.10.2015, от 21.10.2015 отказалось предоставить запрошенные документы, указав на согласие на окончательную корректировку таможенной стоимости по ценовой информации, имеющееся в распоряжении таможенного органа.
Поскольку общество не представило дополнительно запрошенные документы по спорным таможенным декларациям, таможня, учитывая значительное отклонение индекса таможенной стоимости спорных товаров по данным ИСС Махалит, посчитала невозможным использование выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, в связи с чем 17.10.2015 и 29.10.2015 приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров. В результате корректировки доначислены таможенные платежи в общей сумме 472 654 руб. 31 коп., которые фактически уплачены обществом.
Полагая, что корректировка таможенной стоимости по спорным декларациям произведена незаконно, декларант обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по таможенным декларациям в указанном размере и инициировал процедуру внесения изменений в декларации после выпуска товаров по таможенной стоимости, представив соответствующее заявление с приложением к нему формы КДТ, ДТС-1.
Рассмотрев заявление о возврате таможенных платежей, таможенный орган письмом от 12.01.2017 N 25-33/01064 возвратил его без рассмотрения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, а также указав, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подано декларантом до принятия решения о внесении изменений в сведения по декларациям на товары, что исключает возможность рассмотрения вопроса о возврате спорных платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленное требование, исходил из незаконности корректировки таможенной стоимости ввезенного по спорным таможенным декларациям товара.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности оспариваемого решения таможни и об отсутствии правовых оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей. При этом суд руководствовался положениями статей 64, 65, 66, 67, 69, 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), статей 2 и 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Приоритетной основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки с этими товарами - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию, дополненная рядом иных расходов, предусмотренных статьей 5 Соглашения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По условиям статьи 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о ее корректировке.
Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок контроля), регламентированы действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно положениям пункта 11 Порядка контроля признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем).
В силу положений пункта 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция) при проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 этой же статьи для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены.
По правилам пункта 14 Порядка контроля, при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
В силу пункта 4 статьи 69 ТК ТС непредставление запрошенных таможенным органом документов и сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, дает таможенному органу право принять решение о корректировке таможенной стоимости исходя из имеющейся у него информации.
Из содержания пункта 21 Порядка контроля и пункта 20 Инструкции следует, что если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Из разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза" (действовавшего в период спорных отношений) следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 1).
Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара (пункт 5 указанного Постановления Пленума).
Аналогичные правовые позиции сформулированы также в пунктах 7 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Таким образом, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Непредставление запрошенных документов в ходе таможенного контроля и непредставление письменных объяснений о невозможности их предоставить свидетельствует о невыполнении заявителем пункта 3 статьи 69 ТК ТС и, как следствие, о наличии оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости.
Как установил апелляционный суд, основанием для проведения дополнительной проверки явились обнаруженные с использованием СУР признаки заявления недостоверных сведений о величине таможенной стоимости, а именно значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия пришла к правильному выводу о том, что у таможни имелись законные основания для проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу которого у декларанта были запрошены дополнительные пояснения и документы по факторам, влияющим на низкую цену декларируемого товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Между тем каких-либо пояснений относительно значительного расхождения по заявленной обществом в таможенных декларациях N N 10702030/201015/0066298, 10702030/141015/0065046 стоимости товара и ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, послужившей основанием для проведения таможенного контроля, заявитель не предоставил.
При этом обществом не были представлены запрошенные в ходе дополнительной проверки банковские платежные документы об оплате спорной партии товаров, основания невозможности представить данные документы или ведомость банковского контроля обществом не даны. Также заявителем не представлены бухгалтерские документы об оприходовании товара, равно как не даны пояснения о невозможности представить данные документы.
Кроме того, оставлен без объяснения причин запрос таможенного органа о представлении прайс-листа и экспортной декларации по спорной поставке и не даны пояснения о невозможности представить данные документы со ссылками на соответствующие доказательства. При этом не представлены сведения о соответствии заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров рыночной стоимости аналогичных товаров по сведениям страны отправления, исходя из аукционной документации или находящихся в свободном доступе в сети Интернет предложений японских дилеров по продаже автомобильных запчастей, бывших в употреблении. Каких-либо документов о ввозе аналогичных товаров другими участниками внешнеэкономической деятельности либо самим декларантом, в отношении которых таможенная стоимость была принята по первому методу, обществом не представлено.
При этом декларант также не дал пояснений о влияющих на цену физических характеристиках ввозимых товаров и документы о предстоящей реализации ввезенных товаров на территории Российской Федерации.
Фактически письмами от 15.10.2015, от 21.10.2015 декларант отказался от представления дополнительных документов, то есть немотивированно уклонился от представления в установленный таможней разумный и достаточный срок дополнительно запрошенных документов, а также от принятия мер по их получению. Более того, в соответствии с указанными письмами общество выразило свое согласие на определение таможенной стоимости другим методом.
С учетом того, что общество не приняло достаточных мер, направленных на сбор доказательств, подтверждающих приобретение товаров по заявленной цене и реально существующих в условиях внешнеторгового оборота, апелляционный суд признал решения таможенного органа соответствующими действующему законодательству, в том числе пункту 4 статьи 69 ТК ТС, пункту 21 Порядка контроля.
При этом апелляционный суд указал на правомерность выбора таможней источников ценовой информации для определения таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы апелляционного суда, а лишь свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую апелляционный суд дал фактическим обстоятельствам, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и имеющиеся в настоящем деле доказательства, с учетом доводов кассационной жалобы, следует признать правильным вывод апелляционного суда о законности решения таможни о корректировке таможенной стоимости и, соответственно отсутствии оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Поскольку выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права не выявлено, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, поэтому у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 по делу N А51-3860/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара (пункт 5 указанного Постановления Пленума).
Аналогичные правовые позиции сформулированы также в пунктах 7 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Таким образом, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Непредставление запрошенных документов в ходе таможенного контроля и непредставление письменных объяснений о невозможности их предоставить свидетельствует о невыполнении заявителем пункта 3 статьи 69 ТК ТС и, как следствие, о наличии оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости.
...
С учетом того, что общество не приняло достаточных мер, направленных на сбор доказательств, подтверждающих приобретение товаров по заявленной цене и реально существующих в условиях внешнеторгового оборота, апелляционный суд признал решения таможенного органа соответствующими действующему законодательству, в том числе пункту 4 статьи 69 ТК ТС, пункту 21 Порядка контроля."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2017 г. N Ф03-4846/17 по делу N А51-3860/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5395/19
10.12.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 293-ПЭК18
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4846/17
14.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5025/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-3860/2017