г. Хабаровск |
|
22 мая 2018 г. |
А73-11200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Камалиевой Г.А., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
от истца: Шабунина И.А. по доверенности от 09.01.2018 N 13;
от ФГКУ "ДТУИО Минобороны РФ": Могилевой Л.С. по доверенности от 06.06.2017 N 98;
от ФГКУ "ОСК ВВО": Кумаева Д.В. по доверенности от 16.01.2018 N 29/6;
от Минобороны РФ: Кумаева Д.В. по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/294;
от третьего лица: Селедуева А.Ю. по доверенности от 07.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Бикинского муниципального унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018
по делу N А73-11200/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Жолондзь Ж.В., Пичинина И.Е., Тищенко А.П.
по иску Бикинского муниципального унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление"
о взыскании 1 348 371 руб. 90 коп.
Бикинское муниципальное унитарное предприятие "Топливно- энергетический комплекс" (ОГРН - 1082713000699; далее - МУП "ТЭК", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН - 1072723005079; далее - ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ), к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН - 1112722003316; далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" о взыскании, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН - 1037700255284; далее - Минобороны РФ) 1 285 473 руб. 43 коп. задолженности по оплате поставленной в период с 07.10.2016 по 02.05.2017 тепловой энергии в незаселенные квартиры Восточного городка села Лермонтовка Бикинского района, 161 160 руб. 01 коп. неустойки по состоянию на 24.10.2017, а также о взыскании неустойки на сумму долга по 1/130 ключевой ставки Банка России на момент уплаты долга.
Определением от 21.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление".
В ходе судебного разбирательства истец уточнил размер исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил взыскать с ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Минобороны РФ 1 177 449 руб. 08 коп. долга, 170 922 руб. 82 коп. неустойки по состоянию на 30.11.2017, а также взыскать неустойку на сумму долга по 1/130 ставки Банка России на дату уплаты долга.
От требований к ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" истец отказался, просил исключить лицо из числа ответчиков по настоящему делу.
Решением суда от 11.12.2017 принят отказ истца от иска к ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО", производству по делу в указанной части прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 решение от 11.12.2017 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Отказ мотивирован судебной коллегией предъявление требований к ненадлежащим ответчикам.
В кассационной жалобе МУП "ТЭК" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление от 13.03.2018 отменить, как принятое с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, с оставлением в силе решения от 11.12.2017.
Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции относительно предъявления иска ненадлежащим ответчикам. По мнению истца, предъявляя иск конечным потребителям коммунального ресурса, предприятие выступало не как ресурсоснабжающая организация, а как исполнитель коммунальных услуг. ООО "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление" в отсутствие заключенного договора с МУП "ТЭК" как с ресурсоснабжающей организацией не приобрело статуса исполнителя коммунальных услуг. Данный подход соответствует пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Также апелляционным судом ошибочно не учтено, что именно МУП "ТЭК" производило начисление и сбор платы за отопление и ГВС с собственников помещений многоквартирных домов в спорном периоде. При этом МУП "ТЭК" не выставлял ООО "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление" счетов на оплату. Также ошибочно не учтено наличие протоколов общих собраний собственников помещений МКД о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны РФ не согласилось с ее доводами, просило обжалуемое постановление оставить в силе как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители МУП "ТЭК" и ООО "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление" поддержали доводы кассационной жалобы, представители ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО", Минобороны РФ возражали относительно ее доводов.
Рассмотрев ходатайство заявителя жалобы о приобщении дополнительных доказательств в порядке статьи 159 АПК РФ, судебная коллегия отказала в его удовлетворении, поскольку в силу части 3 статьи 286 указанного Кодекса окружной суд проверяет соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, полномочий для приобщения и оценки новых доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "ТЭК" является теплоснабжающей организаций с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края.
В период с 07.10.2016 по 02.05.2017 истец подавал через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (отопление) в незаселенные служебные квартиры Министерства обороны Российской Федерации, расположенные в с. Лермонтовка, Восточный городок, а именно:
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.186, кв. 4, 9, 11, 15, 16, 23, 58;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.362, кв. 56, 60;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.388, кв. 11, 20, 33, 48, 50;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.387, кв. 23, 25, 41, 58, 62;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.376, кв. 14, 17, 22, 37, 53, 54, 69;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.439, кв. 12, 18;
- с. Лермонтовка, Восточный городок, д.759, кв. 39, 66, 73.
Поскольку оплата стоимости потребленной тепловой энергии не произведена, МУП "ТЭК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные жилые помещения не заселены и являлись служебными квартирами Минобороны России, в связи с чем ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ как лицо, осуществляющее полномочия по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, а при недостаточности средств Российская Федерация в лице Минобороны РФ, должны нести расходы по его содержанию.
Отменяя решение от 11.12.2017 и отказывая в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае у истца не возникло право требования долга за поставленную тепловую энергию непосредственно с потребителя (собственника помещения в многоквартирных домах).
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для несогласия с указанным выводом апелляционной коллегии.
При рассмотрении дела апелляционный суд верно исходил из того, что правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. Управляющая организация несет ответственность перед собственниками за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Руководствуясь названными нормами права, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в дома, под управлением которой они находятся, участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения, и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Указанный подход согласуется с правовой позицией относительно правового положения исполнителя коммунальных услуг, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Как установлено апелляционным судом, управляющей организацией спорных МКД с 01.09.2014 по настоящее время является третье лицо - ООО "Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление". Данные сведения также содержаться на официальном сайте "Реформа ЖКХ" в сети Интернет, находящемся в свободном доступе.
Исходя из установленных обстоятельств и положений закона, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что требования по оплате теплоснабжения спорных квартир не подлежат удовлетворению, как предъявленные ненадлежащему ответчику (в том числе и субсидиарному).
Несогласие истца с данным выводом основано на неверном толковании и понимании вышеуказанных норм, регулирующих спорные правоотношения и фактических обстоятельств дела, что основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта не является.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционной инстанций не допущено.
В этой связи, оснований для отмены постановления от 13.03.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.41 НК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с МУП "ТЭК" в доход федерального бюджета в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 по делу N А73-11200/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Бикинского муниципального унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.