г. Хабаровск |
|
19 июля 2018 г. |
А24-5143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: И.В. Ширяева, С.Ю. Лесненко
при участии:
от Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб": Гаврилов А.В., директор, приказ от 12.12.2017 N 241-Л;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Горняк-1", Министерства финансов Камчатского края, общества с ограниченной ответственностью "Сахалинуголь-3", акционерного общества "Единая Электронная Торговая Площадка": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 06.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018
по делу N А24-5143/2017
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.М. Сакун; в апелляционном суде судьи: Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова, Е.Л. Сидорович
по заявлению Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатэнергоснаб" (ОГРН 1084101004074, ИНН 4100005345, место нахождения: 683031, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пр-т.Карла Маркса, 7)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Горняк-1", Министерство финансов Камчатского края, общество с ограниченной ответственностью "Сахалинуголь-3", акционерное общество "Единая Электронная Торговая Площадка"
о признании недействительными решений антимонопольного органа
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатэнергоснаб" (далее - предприятие, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решений от 05.09.2017 N 21-06/177-17Ж, N 21-06/180-17Ж Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - антимонопольный орган) в части пунктов 2 и 3, в соответствии с которыми в действиях заказчика признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Горняк-1", общество с ограниченной ответственностью "Сахалинуголь-3", Министерство финансов Камчатского края, акционерное общество "Единая Электронная Торговая Площадка".
Решением суда от 06.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018, заявленные требования удовлетворены, пункты 2, 3 решений от 05.09.2017 N 21-06/177-17Ж, N 21-06/180-17Ж признаны недействительными, на антимонопольный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и интересов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе антимонопольного органа, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов о том, что заказчиком по аукциону в электронной форме на право заключения государственного контракта по поставке угля в документации соблюдено требование об указании качественных характеристик объекта закупки в диапазонных значениях. Антимонопольный орган считает, что отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки в документации к электронному аукциону ввело в заблуждение участников закупки и аукционную комиссию, не позволив им определить требования заказчика к поставляемому товару. Полагает, что Закон о контрактной системе не содержит положений, обязывающих участников закупки в момент подачи заявки иметь в наличии товар и указывать его конкретные показатели.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу возражало против ее удовлетворения, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель позицию предприятия поддержал.
Антимонопольный орган и иные лица, привлеченные к участию в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Акционерное общество "Единая Электронная Торговая Площадка" направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя лица, участвующего в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что 09.08.2017 предприятием опубликовано извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по поставке угля.
На участие в аукционе поступило три заявки, в том числе от общества "Горняк-1" и общества "Сахалинуголь-3". В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок, данные участники не были допущены к участию в аукционе.
29.08.2017 общество "Горняк-1" и общество "Сахалинуголь-3" обратились в антимонопольный орган, ссылаясь на неправомерность действий комиссии по осуществлению закупок.
По результатам рассмотрения обращений антимонопольным органом приняты решения от 05.09.2017 N 21-06/177-17Ж, N 21-06/180-17Ж о признании жалоб необоснованными (пункт 1); в действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (пункт 2); определено выдать предписание об устранении нарушения (пункт 3).
В оспариваемых актах антимонопольный орган пришел к выводам о формировании заказчиком ненадлежащей Инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе, что не позволило участникам заполнить первую часть заявок в соответствии с требованиями, установленными аукционной документацией.
Основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим заявлением послужил факт его несогласия с приведенными выводами антимонопольного органа.
Руководствуясь частями 2, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" суды признали наличие у антимонопольного органа полномочий на принятие оспариваемых актов.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды (часть 2 статьи 19 Закона о контрактной системе).
Суды установили, что предметом закупки в рассматриваемой ситуации являлась поставка угля каменного длиннопламенного (пункт 2.1 документации).
Документацией об аукционе (описание объекта закупки, пункт 2.2) определены требования к товару: класс угля: Р 0-300; общая влага рабочего топлива - не более 13 (Wr t), %; зольность рабочего состояния - не более 23 (А1), %; низшая теплота сгорания рабочего состояния угля - не менее 5094 (Qir ); Ккал/кг; обозначение показателей по ГОСТ 27313-2015. В пункте 3.2.1 проекта контракта заказчик предусмотрел, что качественные показатели должны соответствовать ГОСТ 10742-71.
Заказчик, в документации об электронном аукционе в подпункте 4.1 пункта 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" установил, что первая часть заявки должна содержать: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией...". В пункте 4.3. "Инструкция по заполнению заявки" заказчик определил: "Участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, заполняет заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с порядком, определенным электронной площадкой. Такая заявка должна содержать сведения и документы требования к наличию которых установлены пунктами 4.1 и 4.2 настоящей части документации...".
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о том, что установленные в документации показатели качества угля являются необходимыми и достаточными для идентификации товара, соответствия государственным стандартам и требованиям, предъявляемым заказчиком; аукционной документацией обоснованно установлено требование об отражении в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией; участниками размещения заказа при подаче заявки на участие в аукционе должны быть указаны конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Судами правомерно отклонены доводы антимонопольного органа о ненадлежащем формировании заказчиком Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и сделаны верные выводы об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом решений в оспоренной части.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении положений действующего законодательства, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судах, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а сводятся к переоценке установленных обеими судебными инстанциями обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по делу N А24-5143/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.