г. Хабаровск |
|
06 ноября 2018 г. |
А51-30732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии:
от АО "Международный морской перегрузочный терминал": Сафин Р.Ф., представитель по доверенности без номера от 16.01.2018
от иных участвующих в настоящем деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта (подана в порядке статьи 42 АПК РФ)
на решение от 18.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018
по делу N А51-30732/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в апелляционном суде судьи Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Палагеша Г.Н.
По заявлению акционерного общества "Международный морской перегрузочный терминал"
к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края
третье лицо: публичное акционерное общество "Славянский судоремонтный завод"
о признании незаконным решения от 20.11.2017 N 6092
Акционерное общество "Международный морской перегрузочный терминал" (ОГРН 1112502001127, ИНН 2531011413, адрес (место нахождения): 692701, Приморский край, п. Славянка, ул. Весенняя, 1; далее - АО "ММПТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (ОГРН 1052502757251, ИНН 2531007110, адрес (место нахождения): 692701, Приморский край, п. Славянка, ул. Молодежная, 1; далее - администрация) от 20.11.2017 N 6092 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:1438.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Славянский судоремонтный завод" (далее - ПАО "ССРЗ").
Решением суда от 18.04.2018, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 без изменения, заявленные обществом требования удовлетворены и на администрацию возложена обязанность в 30-дневный срок осуществить подготовку проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направить его обществу.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988, адрес (место нахождения): 125993, г. Москва, ул. Петровка, 3/6; далее - Росморречфлот), не привлеченное к участию в настоящем деле, ссылаясь на нарушение принятыми по делу судебными актами его прав на распоряжение спорным земельным участком, подало в порядке статьи 42 АПК РФ кассационную жалобу, в которой просит отменить обжалуемые решение и апелляционное постановление.
В обоснование поданной жалобы заявитель приводит доводы о том, что спорный земельный участок относится к территории морского порта Посьет и является федеральной собственностью в силу прямого указания закона. При этом настаивает на том, что полномочиями по распоряжению такими земельными участками в настоящее время наделен Росморречфлот согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (далее - Постановление Правительства РФ N 388). В связи с этим считает ошибочными выводы судов об отнесении спорного участка к неразграниченным землям и наличии на стороне администрации обязанности по его предоставлению в собственность общества.
АО "ММПТ" в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Настаивает на том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и является муниципальной собственностью. При этом право Российской Федерации на данный участок в установленном порядке не зарегистрировано. Считает необоснованными ссылки Росморречфлота на примеры из судебной практики по иным делам, обстоятельства которых отличаются от рассматриваемого спора по настоящему делу. Полагает, что реализация обществом своего законного права на выкуп арендуемого земельного участка не может быть поставлена в зависимость от действий или бездействий органов публичной власти.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель АО "ММПТ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Остальные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. От Росморрчефлота и администрации поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов поданной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время за АО "ММПТ" зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Приморский край, п. Славянка Хасанского района, ул. Весенняя, 1:
- причал для перегрузки тяжеловесных грузов длиной 34 м (лит. П) с инвентарным номером: 05:248:002:000003820, с кадастровым (условным) номером 25-25-11/006/2005-400 (свидетельство о регистрации от 02.06.2011 серии 25-АБ N 515135);
- достроечный причал (типа Ларсен 5) длиной 230,94 м, шириной 20 м, с кадастровым (условным) номером 25:20:000000:00:020079/0:1000 (свидетельство о регистрации от 02.06.2011 серии 25-АБ N 515136).
По соглашению об уступке от 01.04.2012 третье лицо - ПАО "ССРЗ" передало АО "ММПТ" все права и обязанности по договору аренды от 18.09.2008 N 272 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:210103:1438 и 25:20:210103:1439, на которых расположено вышеуказанное недвижимое имущество.
Как следует из заключенного между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) соглашения от 06.06.2016 к договору аренды от 18.09.2018 N 272, предметом аренды выступает земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:20:210103:1438 общей площадью 8 399 кв.м, местоположение которого установлено в 222 м по направлению на северо-запад от ориентира - здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, 1, с разрешенным использованием: водный транспорт (размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 04.10.2017 N 217-и по вопросу о предоставлении арендуемого земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:1438 в собственность без проведения торгов в связи с нахождением в его границах объектов недвижимости - достроечного причала и причала для перегрузки тяжеловесных грузов, являющихся портовыми гидротехническими сооружениями.
Рассмотрев данное обращение, администрация письмом от 20.11.2017 N 6092 отказала обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, указав на непредставление доказательств, подтверждающих, что для эксплуатации принадлежащих обществу сооружений необходима площадь 8 399 кв.м, а также сославшись на наличие ограничений в приватизации данного участка ввиду его нахождения в границах морского порта.
Полагая, что отказ администрации в выкупе арендуемого участка является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявление общества, арбитражные суды руководствовались нормами пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 9, 10, 11, 27, 39.1, 39.2, 39.3, 39.15, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса РФ, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктов 3, 4 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), в результате чего пришли к единому выводу о том, что общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:20:210103:1438, вправе приватизировать данный участок.
При этом судами установлено, что общество представило весь необходимый пакт документов и препятствий для выкупа спорного участка (в том числе условий, ограничивающих его оборотоспособность) в данном случае не имелось, в связи с чем суды признали оспариваемый отказ администрации незаконным и возложили на нее обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного участка.
Однако суд округа не может согласиться с указанными выводами судебных инстанции о незаконности отказа администрации.
По смыслу статей 198, 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом одним из значимых обстоятельств, влияющих на правильность рассмотрения настоящего дела, является наличие у администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Обращаясь в суд округа с кассационной жалобой, Росморречфлот приводит доводы о том, что арендуемый земельный участок является федеральной собственностью.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Так, согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 4 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и муниципальную собственность" предприятия и объекты отраслей речного и морского флота относятся исключительно к федеральной собственности.
По смыслу статей 5, 6,7 Закона о морских портах морской порт является объектом федерального транспорта и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона о морских портах земельные участки в границах территории действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения объектов инфраструктуры морского порта.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение N 371), Росморречфлот осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росморречфлоту.
Постановлением Правительства РФ N 388 внесены изменения в указанное выше Положение N 371, согласно которым Росморречфлот, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ, в числе прочего был наделен новыми полномочиями, в частности: по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).1); решений о резервировании земель (подпункт 5.4(1).2); решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению такой документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (подпункт 5.4(1).3); заключению договоров о выкупе земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, находящихся на выкупаемых земельных участках, в федеральную собственность, а также заключению с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества договоров, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).4); предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).5); принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ (подпункт 5.4(1).6); решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).7); обращению от имени РФ с заявлениями о государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ, а также права собственности РФ на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (подпункт 5.4(2)).
Кроме того, Росморречфлот в соответствии с пунктом 5.3.11 Положения N 371 организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не отрицается, что границы морского порта Посьет (Приморский край) установлены распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 N 684-р.
В свою очередь, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1438 площадью 8 399 кв.м представляет собой территорию судоремонтного завода и входит в границы морского порта.
Согласно письму ФГБУ "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" от 05.04.2018 N 1-4/1367 общество является оператором морского терминала, расположенного в границах морского порта Посьет.
Данные сведения согласуются с распоряжением Росморречфлота от 19.09.2017 N НЖ-236-р "О внесении изменений в сведения о морском порте Посьет в Реестре морских портов Российской Федерации", согласно которым общество включено в перечень операторов морских терминалов.
Кроме того, факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах морского порта Посьет следует из заключения кадастрового инженера от 15.02.2018 и письма ФГБУ "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" от 19.04.2018 N 1-4/1628.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:1438, расположенного в границах морского порта Посьет, являются правомерными и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
В силу пункта 2 статьи 30 Закона о морских портах Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, в связи с чем является лицом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, в том числе по их предоставлению и заключению договоров купли-продажи.
Таким образом, суды необоснованно признали спорный участок относящимся к неразграниченной собственности и указали на наличие у администрации полномочий по распоряжению данным участком, возложив на нее обязанность предоставить этот участок обществу.
Оснований для применения пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" у судов в рассматриваемой ситуации не имелось.
Согласно статье 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В данном случае суд округа считает, что обжалуемые судебные акты затрагивают права и законные интересы заявителя кассационной жалобы как органа публичной власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками в морских портах.
При этом суд округа отклоняет все возражения общества, направленные на опровержение доводов поданной Росморрчефлотом кассационной жалобы.
Доказательств принадлежности спорного земельного участка к муниципальной собственности в деле не имеется, а отнесение его к категории земель населенных пунктов не является критерием разграничения собственности на публичные земельные участки.
Отсутствие в публичном реестре регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок также не влияет на объем полномочий Росморречфлота, закрепленных за ним Положением N 371 в редакции Постановления Правительства РФ N 388.
Утверждение общества о том, что реализация им своего законного права на выкуп арендуемого земельного участка не может быть поставлена в зависимость от действий или бездействий органов публичной власти, также не принимается судом округа, поскольку общество не лишено возможности подать заявку на выкуп спорного участка в уполномоченный орган.
В силу пункт 4 части 4 статьи 288 АПК РФ принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку в данном случае судебными инстанциями установлены все значимые для дела фактические обстоятельства, в том числе относительно расположения спорного земельного участка на территории морского порта Посьет, однако судами допущено неправильное применение норм материального права и существенное нарушение норм процессуального права, то суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 и частей 1, 2, 4 статьи 288 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа администрации в приватизации земельного участка, полномочиями по распоряжению которым последняя не обладает.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу N А51-30732/2017 Арбитражного суда Приморского края отменить, в удовлетворении требований акционерного общества "Международный морской перегрузочный терминал" отказать.
Арбитражному суду Приморского края рассмотреть вопрос о повороте исполнения отмененных судебных актов по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.