г. Хабаровск |
|
27 ноября 2018 г. |
А73-8194/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: И.В. Ширяева, С.Ю. Лесненко
при участии:
от администрации г. Хабаровска: Яготинская Е.С., представитель по доверенности от 25.07.2018 N 1.1.29-189; Иванова Т.Е., представитель по доверенности от 03.08.2018 N 1.1.29-198;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска
на решение от 18.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018
по делу N А73-8194/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Руденко Р.А.; в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Тищенко А.П., Швец Е.А
по заявлению администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66)
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, Амурский бульвар, 43)
о признании недействительным предписания
Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 28.03.2018 N П2018-02-0166.
Решением суда от 18.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018, в удовлетворении требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47). Администрация указала, что нормами действующего законодательства не определены сроки для расселения жильцов в случае признания многоквартирного дома аварийным. Полагает, что при выдаче оспариваемого предписания, комитет превысил свои полномочия, поскольку в его компетенцию не входит принятие в административном порядке мер, направленных на переоценку решений органа местного самоуправления. Считает, что оспариваемое предписание не отвечает признакам исполнимости, в нем отсутствуют ссылки на правовые нормы, устанавливающие обязательные требования по принятию срочных мер по расселению граждан ввиду аварийного состояния многоквартирного дома.
Представители администрации в судебном заседании на доводах кассационной жалобы настаивали.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Комитет, извещенный надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей администрации, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что постановлением администрации от 02.02.2017 N 334 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Хабаровск, улица Запарина, 109А, признан аварийным и подлежащим реконструкции; определено провести реконструкцию дома; установлен срок отселения жильцов многоквартирного дома - до 2025 года.
На основании обращения гражданина от 24.01.2018 комитетом проведена внеплановая проверка и осмотр многоквартирного дома, в ходе которого установлены многочисленные деформации конструкции дома; заваливание деревянных пристроек ввиду отсутствия фундаментов; рассыхание, растрескивание деревянной обшивки фасада здания; выпучивание стен, перекосы дверных и оконных проемов, отслоение и растрескивание внутреннего штукатурного слоя стен и т.п.
В акте проверки от 28.03.2018 комитет зафиксировал нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания жильцов многоквартирного дома (экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 05.07.2016); аварийное состояние дома (отчет ООО Проектно-диагностический центр "Гарант"); ухудшение состояния несущих конструкций многоквартирного дома после принятия администрацией решения по отселению жителей дома в срок до 2025 года, что создает угрозу обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан; неразумность установленного администрацией срока для отселения граждан; отсутствие документов, подтверждающих проведение мероприятий по расселению жильцов многоквартирного дома.
28.03.2018 комитет выдал администрации предписание N П2018-02-0166 о необходимости устранения нарушений путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме.
Не согласившись с предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого предписания и отсутствии нарушения им прав и законных интересов администрации.
При этом суды правомерно руководствовались следующими нормами права.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе путем проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Комитет уполномочен на проведение регионального государственного жилищного надзора, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений комитет выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункты 3.1.2.10, 3.1.4 Положения о Комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр).
Учитывая изложенное суды верно заключили, что комитет выдал оспариваемое предписание при наличии соответствующих полномочий.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Согласно пункту 49 Положения N 47 на основании заключения межведомственной комиссии по результатам оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает такое решение и в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции издает распоряжение с указанием сроков отселения физических и юридических лиц.
Из приведенных положений суды пришли к верным выводам о том, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.
Суды согласились с доводами комитета о неразумности определенного администрацией срока, установленного для отселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, - до 2025 года, и признали наличие реальной угрозы их жизни и здоровью проживанием в помещениях дома до указанного срока.
К таким выводам суды пришли на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств, а именно экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 05.07.2016, отчета ООО Проектно-диагностический центр "Гарант" по результатам обследования технического состояния несущих конструкций жилых домов, квартир для признания их пригодными (непригодными) для проживания (2016 г.), осмотра многоквартирного дома, подтверждающих аварийное состояние жилого дома; износ, составляющий 68 %; продолжающуюся деформацию несущих конструкций, создающих угрозу обрушения дома.
Учитывая, что на момент выдачи предписания администрация не представила документальных доказательств принятия мер по отселению граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью, суды правомерно признали оспариваемое предписание соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы администрации.
Довод администрации о том, что нормами действующего законодательства не определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным, суд кассационной инстанции отклоняет. Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
Отклоняются и доводы о неисполнимости предписания ввиду наличия у администрации реальной возможности устранить выявленное нарушение путем принятия срочных мер к отселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, непригодном для такого проживания.
В целом доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств, представленных в материалы дела и сделанных на их основании выводов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права.
Судом кассационной инстанции также не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 по делу N А73-8194/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.