Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 ноября 2018 г. N Ф03-5029/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
20 сентября 2018 г. |
А73-8194/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Яготинской Е.С., представителя по доверенности от 25.07.2018;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 18.07.2018
по делу N А73-8194/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Руденко Р.А.,
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - комитет) N П2018-02-0166 от 28.03.2018.
Решением суда от 18.07.2018 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права.
По мнению апеллянта, проверяющим органом не установлено каких-либо нарушений со стороны администрации при вынесении постановления N 334, и нормами действующего законодательства не определены сроки для расселения жильцов в случае признания дома аварийным.
В суде второй инстанции доводы жалобы поддержаны представителем заявителя в полном объеме.
Комитет в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами; участие в судебном разбирательстве не принимал.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя администрации, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании обращения гражданина комитетом в отношении администрации проведена внеплановая проверка, в ходе которой проведен осмотр многоквартирного дома 109 "А" по улице Запарина в городе Хабаровске.
Так установлено, имеют место многочисленные деформации, нарушения горизонтальной и вертикальной плоскости, заваливание деревянных пристроек ввиду отсутствия фундаментов под указанные пристройки;
выявлено рассыхание, растрескивание деревянной обшивки фасада здания, выпучивание стен, перекосы дверных и оконных проемов, отслоение и растрескивание внутреннего штукатурного слоя стен в квартиры N 14 жилого дом ввиду их деформаций;
при осмотре внутренних конструкций пристроек жилого дома выявлены деформации и прогибы конструкций лестничных маршей и полов указанных пристроек, между конструкцией пристроек и стеной здания имеются щели до 15 см, которые забиты досками и частично заполнены монтажной пеной;
выявлены следы увлажнения наружных стен под конструкцией деревянного карнизного свеса по всему периметру дома; при осмотре квартиры N 14 указанного жилого дома выявлены прогибы и деформации внутренних перегородок, разрушение отделочного штукатурного слоя, поверхность деревянного пола имеет перекосы и прогибы, отсутствует должное примыкание конструкции деревянного окна к конструкции стены жилого дома (щели и трещины);
выявлено нарушение горизонтальной плоскости перекрытия в одной из жилых комнат в квартире N 14 жилого дома.
28.03.2018 администрации выдано предписание N П2018-02-0166, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д.109 "А".
Не согласившись с данным предписанием, администрация оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из отсутствия совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводом суда.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Частью 2.6 указанной статьи предусмотрено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения о Комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр, комитет уполномочен на проведение регионального государственного жилищного надзора.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений комитет выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4. Положения).
Из материалов дела следует, что основанием для проведения спорной проверки, издания распоряжения о ее проведении послужило обращение о наличии в действиях Администрации г. Хабаровска нарушений норм жилищного законодательства и прав граждан, изложенное в письменном обращении жителя аварийного многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д.109 "А".
Проведение проверки согласовано прокуратурой Хабаровского края решением от 28.02.2018 N 7-234-2018.
Распоряжение от 26.02.2018 г. N 418-р о проведении внеплановой проверки направлено в адрес администрации города и получено от 01.03.2018.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с арбитражным судом, что проверка проведена комитетом при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки представлено экспертное заключение по оценке соответствия жилых помещений санитарным нормам от 05.07.2016 N 02.1/1928 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", в соответствии с которым квартира N 19 в спорном МКД не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 и износ дома составляет 68%.
Также в ходе проверки представлен отчет по результатам обследования технического состояния несущих конструкций жилых домов, квартир для признания их пригодными (непригодными) для проживания, выполненный ООО ПДЦ "Гарант" в отношении названного дома, в соответствии с которым его состояние определено следующим образом: фундаменты - аварийное; стены - аварийное; перекрытия - ограниченно-работоспособное; крыша - ограниченно-работоспособное; система внутреннего электроснабжения - неудовлетворительное, за исключением системы внутреннего электроснабжения в местах общего пользования.
Городской межведомственной комиссией для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа "Город Хабаровск", созданной в соответствии с распоряжением Мэра города Хабаровска от 26.02.2016 N 566, составлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д.109 "А", аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 02.02.2017 N 334 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, установлен срок отселения жильцов на время проведения реконструкции дома в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года.
Из оспариваемого предписания комитета следует, что уполномоченному органу местного самоуправления предписано принять срочные меры по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что установление такого срока нормативно не определено действующим законодательством и отнесено к полномочиям администрации, которая самостоятельно его устанавливает с учетом соответствующих обстоятельств.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, определено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным.
По итогам проверочных мероприятий комитет пришел к тому, что срок отселения жильцов из спорного аварийного дома до 2025 года с учетом степени износа дома (68%), указанных в экспертном заключении от 05.07.2016 нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10, имеющихся и продолжающихся деформаций несущих конструкций дома, что создает угрозу обрушения несущих конструкций дома, а, следовательно, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, нельзя признать разумным.
С данным выводом согласился и арбитражный суд первой инстанции на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Оснований для переоценки данного вывода по доводам апелляционной жалобы у второй инстанции не имеется.
Ссылка на то, что в настоящий момент администрацией уже приняты соответствующие меры по отселению жильцов спорного МКД, не может быть принята во внимание судебной коллегии, поскольку это не свидетельствует о незаконности и неисполнимости оспариваемого ненормативного акта.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменений обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2018 по делу N А73-8194/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.