г. Хабаровск |
|
16 мая 2019 г. |
А73-13061/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от заявителя департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - Гончарова Ю.И., представитель по доверенности от 26.12.2018 N 02-14/13386
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 03.12.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019
по делу N А73-13061/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.Ю. Маскаева, в суде апелляционной инстанции - судьи А.П. Тищенко, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным уведомления
Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - ДМС, департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - управление Росреестра по Хабаровскому краю, управление, регистрирующий орган) от 12.07.2018 N КУВД-001/2018-2047111/2.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, департамент просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что к заявлению на регистрацию был прикреплен электронный образ судебного акта, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица департамента, что соответствует положениям пункта 5, подпункта 2 пункта 7 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), в соответствии с которыми законодателем предоставлена возможность обращаться на регистрацию путем подачи документов в форме электронных образов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким образом, оспариваемый акт регистрирующего органа, по мнению заявителя, не соответствует закону и нарушает права органа местного самоуправления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие; отзыв на кассационную жалобу не представило.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Кировского районного суда города Хабаровска от 28.04.2017 по делу N 2-803/2017 за муниципальным образованием "Городской округ "Город Хабаровск" признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - электрическая сеть 6 Кв, назначение объекта: сооружения электроэнергетики, протяженностью 489 м, местоположение: Хабаровский край, г. Хабаровск, от ТП-32 до ТП-31а по ул. Комсомольской, 122 а, кадастровый номер: 27:23:0000000:28058.
На основании указанного решения суда департамент 05.07.2018 обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении названного объекта, которое направлено в форме электронного документа с приложенным к нему решения суда, подписанные уполномоченным представителем департамента усиленной квалифицированной электронной подписью.
Регистрирующий орган уведомлением от 12.07.2018 N КУВД-001/2018-2047111/2 на основании пункта 5 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ возвратил поданное заявление без рассмотрения.
ДМС, полагая данное уведомление управления не соответствующим закону и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам с учетом применяемых норм права и установленных обстоятельств по делу.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (статьи 1, 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В части 1 статьи 58 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ указано, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.
В пункте 5 статьи 15 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ закреплено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
В силу пункта 11 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов.
Пункт 5 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ гласит, что судебные акты, устанавливающие права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
При этом из подпункта 2 пункта 7 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ следует, что в форме электронных документов или электронных образов документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
В пункте 9 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ отражено, что документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Таким образом, на государственную регистрацию прав судебный акт может быть представлен либо в форме документа на бумажном носителе в виде удостоверенной судьей копии, содержащей отметку о его вступлении в законную силу, либо в форме электронного документа или образа электронного документа, представленного в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как установлено судами по материалам дела, департаментом на государственную регистрацию прав к заявлению, поданному в форме электронного документа, был прикреплен электронный образ судебного акта, подписанный усиленной квалифицированной подписью уполномоченного представителя заявителя.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, сотрудники департамента не наделены полномочиями по удостоверению копий судебных актов, в связи с чем регистрирующий орган, правомерно установив несоответствие представленного на государственную регистрацию заявления требованиям статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, возвратил его департаменту на основании пункта 5 статьи 25 названного закона.
При таких обстоятельствах выводы судов являются законными и обоснованными, а доводы заявителя кассационной жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению кассационной коллегией.
Иных аргументов, способных повлиять на итоговый результат спора, в жалобе не заявлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А73-13061/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 9 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ отражено, что документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Таким образом, на государственную регистрацию прав судебный акт может быть представлен либо в форме документа на бумажном носителе в виде удостоверенной судьей копии, содержащей отметку о его вступлении в законную силу, либо в форме электронного документа или образа электронного документа, представленного в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как установлено судами по материалам дела, департаментом на государственную регистрацию прав к заявлению, поданному в форме электронного документа, был прикреплен электронный образ судебного акта, подписанный усиленной квалифицированной подписью уполномоченного представителя заявителя.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, сотрудники департамента не наделены полномочиями по удостоверению копий судебных актов, в связи с чем регистрирующий орган, правомерно установив несоответствие представленного на государственную регистрацию заявления требованиям статьи 21 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, возвратил его департаменту на основании пункта 5 статьи 25 названного закона."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2019 г. N Ф03-998/19 по делу N А73-13061/2018