Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2019 г. N Ф03-998/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
29 января 2019 г. |
А73-13061/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.,
при участии в заседании:
от управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Сырыгина Н.С. по доверенности от 12.12.2018 N Дов-058,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 03.12.2018
по делу N А73-13061/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630)
о признании незаконным уведомления от 12.07.2018 N КУВД-001/2018-2047111/2,
установил:
департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 12.07.2018 N КУВД-001/2018-2047111/2.
Решением от 03.12.2018 Арбитражный суд Хабаровского края отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что возвращение документов без рассмотрения ввиду отсутствия электронной подписи судьи на решении является незаконным и необоснованным, существенно нарушает права и законные интересы Департамента.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель Управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя регистрирующего органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 28.04.2017 по делу N 2-803/2017 за муниципальным образованием "Городской округ "Город Хабаровск" признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - электрическая сеть 6Кв, назначение объекта: сооружения электроэнергетики, протяженностью 489-м, местоположение: Хабаровский край, г. Хабаровск, от ТП-32 до ТП-31а по ул. Комсомольской, 122А, кадастровый номер объекта: 27:23:0000000:28058.
05.07.2018 на основании решения суда Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации прав в отношении названного объекта.
Указанное заявление в форме электронного документа с приложенным к нему электронным образом решения суда подписаны уполномоченным представителем Департамента усиленной квалифицированной электронной подписью.
Уведомлением от 12.07.2018 N КУВД-001/2018-2047111/2 на основании пункта 5 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регистрирующий орган возвратил заявление без рассмотрения.
Заявитель, не согласившись с уведомлением Управления, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (статьи 1, 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (пункт 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме). В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов (подпункт 2 пункта 1, пункт 11 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Судебные акты, устанавливающие права на недвижимое имущество, представляются для осуществления государственной регистрации прав в копиях в форме документов на бумажном носителе. В форме электронных образов документов на государственную регистрацию могут быть представлены документы, если настоящим федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе (пункт 5, подпункт 2 пункта 7, пункт 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Исходя из приведенных норм, на государственную регистрацию прав судебный акт может быть представлен либо в форме документа на бумажном носителе в виде удостоверенной судьей копии, содержащей отметку о его вступлении в законную силу, либо в форме электронного документа или образа электронного документа, представленного в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 21 Закона о государственной регистрации.
Как установлено судом по материалам дела, Департаментом на государственную регистрацию прав к заявлению, поданному в форме электронного документа, был прикреплен электронный образ судебного акта, подписанный усиленной квалифицированной подписью только уполномоченного представителя Департамента.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, сотрудники Департамента не наделены полномочиями по удостоверению копий судебных актов для использования их третьими лицами, в связи с чем, регистрирующий орган правомерно установив несоответствие представленного на государственную регистрацию заявления требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ, возвратил заявление Департаменту на основании пункта 5 статьи 25 названного Закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 03.12.2018 по делу N А73-13061/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13061/2018
Истец: Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадаства и картографии по хабаровскому краю