г. Хабаровск |
|
11 июня 2019 г. |
А51-18094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Никитиной Т.Н., Черняк Л.М.
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель не явился;
от Департамента финансов Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края
на решение от 17.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019
по делу N А51-18094/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчастная, А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович
по иску администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-т, 20)
к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
о взыскании убытков
Администрация города Владивостока (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края (далее - департамент, ответчик) убытков в размере 1 419 498,60 руб. в виде расходов, понесенных в связи с приобретением жилого помещения инвалиду.
Решением суда от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что жилищное законодательство напрямую не определяет к полномочиям каких органов государственной власти относится обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и не содержит порядка финансирования указанных полномочий. Полагает, что в случае постановки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 и признанных малоимущими, обеспечение их жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) должно осуществляться органами местного самоуправления. Департамент не согласен с размером взысканных судами убытков, который, по его мнению, подлежал определению с учетом приказа Минстроя России от 11.04.2018 N 224/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2018 года" (далее - приказ Минстроя России) либо исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, наиболее приближенной к рыночной стоимости.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу против доводов департамента возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 25.10.2016 N 3081 Гакман Н.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Гакман Н.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2012 N 3556362 от 22.04.2014.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 09.06.2017 удовлетворены исковые требования Гакман Н.В. к администрации о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 18.06.2018 утверждено мировое соглашение, заключенное между Гакман Н.В. и администрацией.
Постановлением администрации от 17.07.2018 N 2034 Гакман Н.В. предоставлено жилое помещение N 835 в доме N 28 по улице Надибаидзе в г. Владивостоке общей площадью 16,9 кв. м; 19.07.2018 заключен договор социального найма N 469.
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением жилого помещения Гакман Н.В. подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, обосновав размер исковых требований сведениями Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю о средней стоимости одного квадратного метра всех квартир на вторичном рынке жилья в городе Владивостоке во 2 квартале 2018 года в размере 83 994 руб. (общая стоимость жилого помещения составила 1 419 498,6 руб.).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями статей 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, а также статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
С учетом вышеназванных положений законодательства судебные инстанции верно указали, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации (в данном случае Приморского края).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, поскольку ответчиком не были предприняты меры по выделению средств на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, признав подтвержденным факт несения администрацией расходов по предоставлению инвалиду жилого помещения, суды обеих инстанций, применив положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили заявленные администрацией требования.
Выводы судебных инстанций соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Размер предъявленных к взысканию убытков проверен судебными инстанциями и исходя из данных Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю обоснованно признан документально подтверждённым.
Доводы департамента о необходимости при расчете убытков применять приказ Минстроя России либо кадастровую стоимость объекта недвижимости были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется.
Несостоятельна ссылка департамента на то, что обеспечение Гакман Н.В. как малоимущего гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, должно осуществляться за счет муниципального образования. Заявителем кассационной жалобы не учтено, что право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания инвалида малоимущим. Как установлено судами спорное жилое помещение предоставлялось указанной гражданке как инвалиду, имеющему право на внеочередное получение жилья, а не в связи с признанием ее малоимущей.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты, так как судебные акты по указанным делам основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом деле в совокупности и взаимосвязи.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов обеих инстанций, не влияют на правильность их выводов, свидетельствуют о несогласии ответчика с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А51-18094/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, поскольку ответчиком не были предприняты меры по выделению средств на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, признав подтвержденным факт несения администрацией расходов по предоставлению инвалиду жилого помещения, суды обеих инстанций, применив положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили заявленные администрацией требования."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2019 г. N Ф03-2161/19 по делу N А51-18094/2018