г. Хабаровск |
|
22 августа 2019 г. |
А73-14214/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
от КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Хабаровска" Минздрава Хабаровского края - Духовный А.Л., временно исполняюций обязанности главного врача по приказу от 15.07.2019 N 588-ЛС, Малярова Е.Н., представитель по доверенности от 23.10.2018;
от ХК ФОМС - Литовка П.И., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 26-08, Морозова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 12-08, Финтисова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 17-08;
от Минздрава Хабаровского края - Решетникова И.С., представитель по доверенности от 10.01.2019 N 02.01-06-129;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019
по делу N А73-14214/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Мильчина И.А., Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края
об оспаривании действий, акта проверки, требования
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Хабаровска" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701195329, ИНН 2723015436, место нахождения: Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Волочаевская, 25; далее - учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, место нахождения: Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 69; далее - фонд) по проведению внеплановой проверки, акта проверки от 10.08.2018 N 34т и требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 о возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, а также об обязании устранить допущенные нарушения (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Минздрав).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2018 прекращено производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Определением от 12.03.2019 Шестой арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению по правилам первой инстанции требования о признании незаконным акта проверки.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения в части признания незаконными действий фонда по проведению внеплановой проверки и требования от 21.08.2018 N 05-2757/8; отменено в части прекращения производства по делу, в удовлетворения требования о признании незаконным акта проверки отказано.
Не согласившись с указанным апелляционным постановлением учреждение здравоохранения обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Учреждение здравоохранения натаивает на том, что в спорный период оно оказывало только скорую медицинскую помощь застрахованным лицам, в том числе при психических заболеваниях и расстройствах поведения, что в силу статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" не относится к специализированной психиатрической помощи, финансируемой за счет средств краевого бюджета. Ссылается на проведение фондом проверки в нарушение пунктов 5, 6 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями), ввиду не указания уполномоченным органом оснований и причин, повлекших проведение внеплановой проверки.
В судебном заседании представители учреждения здравоохранения и Минздрава поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме, тогда как представители фонда настаивали на законности и обоснованности принятых по делу судебных актов.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого по делу судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 03.07.2018 N 133 фондом проведена внеплановая тематическая проверка учреждения здравоохранения по отдельным вопросам использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2016 по 30.06.2018, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 26 199 585 руб. 26 коп., на финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки отражены в акте от 10.08.2018 N 34т, также учреждению предписано возвратить в бюджет фонда сумму нецелевого использования средств в указанном выше размере в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений и уплатить в бюджет фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2 619 958 руб. 53 коп.
21.08.2018 в адрес учреждения здравоохранения направлено требование о возврате в течение 10 рабочих дней в бюджет фонда использованных не по целевому назначению средств в размере 26 199 585 руб. 26 коп. и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2 619 958 руб. 53 коп.
Не согласившись с выводом фонда о нецелевом использовании денежных средств обязательного медицинского страхования, учреждение здравоохранения обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.
В части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ к одному из видов медицинской помощи отнесена скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Частью 1 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).
Истолковав вышеназванные нормы права, суд апелляционной инстанции верно указал, что финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта.
Согласно разделам IV Федеральных (базовых) программ (Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", от 19.12.2016 N 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 08.12.2017 N 1492 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В разделах V вышеуказанных Федеральных (базовых) программ установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Разделами V действовавших в спорных периодах Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2016 N 504-пр, от 24.12.2015 N 467-пр, от 28.12.2017 N 545-пр) установлено, что в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с разделом 6 Территориальной программы, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Как установлено судом, в качестве нарушения порядка использования денежных средств обязательного медицинского страхования, фонд вменяет заявителю расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; затраченных на оплату материальных запасов (горюче-смазочных материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий), связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Между тем в силу части 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ, положений вышеуказанных Базовых и Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета Хабаровского края.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о законности как оспариваемых учреждением здравоохранения действий, акта, так и выданного последнему требования от 21.08.2018 N 05-2757/8 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа с учетом доказанности факта нецелевого использования заявителем средств фонда.
Оснований для несогласия с указанными выводами апелляционного суда у судебной коллегии не имеется.
Довод учреждения здравоохранения о том, что установленный частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ перечень заболеваний и состояний относится исключительно к случаям оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи, подлежит отклонению судом округа как основанный на неверном толковании и применении указанной нормы права.
Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что в спорный период учреждение здравоохранения оказывало только скорую медицинскую помощь застрахованным лицам, что не относится к специализированной психиатрической помощи, также отклоняется судебной коллегией как противоречащий установленным апелляционным судом по делу обстоятельствам.
Ссылка учреждения здравоохранения в жалобе на проведение фондом проверки в нарушение пунктов 5, 6 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями не нашла своего подтверждения при пересмотре дела в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в апелляционном суде и получили надлежащую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих
признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда округа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления апелляционного суда (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А73-14214/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, в качестве нарушения порядка использования денежных средств обязательного медицинского страхования, фонд вменяет заявителю расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; затраченных на оплату материальных запасов (горюче-смазочных материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий), связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Между тем в силу части 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ, положений вышеуказанных Базовых и Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета Хабаровского края.
...
Довод учреждения здравоохранения о том, что установленный частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ перечень заболеваний и состояний относится исключительно к случаям оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи, подлежит отклонению судом округа как основанный на неверном толковании и применении указанной нормы права."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2019 г. N Ф03-3291/19 по делу N А73-14214/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3291/19
22.05.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-411/19
20.12.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-14214/18
14.09.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-14214/18