г. Хабаровск |
|
26 августа 2019 г. |
А73-805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.Ю. Ульяновой,
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца: Е.И. Каменецкий, директор, решение от 06.05.2019
от ответчика: М.А. Бреус, представитель, доверенность от 01.07.2019 N 7250.10/08-37
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 15.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019
по делу N А73-805/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в первой инстанции судья Бутковский А.В.,в апелляционной инстанции судьи Дроздова В.Г., Брагина Т.Г., Тихоненко А.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансинвестгрупп"
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о понуждении произвести перерасчет арендной платы
Общество с ограниченной ответственностью "Трансинвестгрупп" (ОГРН 1122722004591, ИНН 2722113590, место нахождения: 680032 Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Промывочная, д. 15 В) (далее - истец, ООО "Трансинвестгрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66) (далее - ответчик, Департамент) о понуждении произвести с 01.01.2018 перерасчет арендной платы за 2018 год по договору аренды земельного участка от 04.10.2018 N 243 с применением его кадастровой стоимости в размере 10 416 784 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.03.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019, исковые требования удовлетворены.
Департамент, не согласившись с решением и апелляционным постановлением, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих возражений заявителем кассационной жалобы приведены доводы о том, что при определении даты, с которой подлежит изменению арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка следует руководствоваться нормативно правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края" (далее - Положение N 411-пр), которое в силу норм пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ применяется в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом согласно пункту 2.11. названного Положения N 411-пр арендная плата по спорному договору аренды подлежала изменению в связи с пересмотром размера кадастровой стоимости арендуемого участка только с 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. С учетом изложенного заявитель настаивает на том, что у судов отсутствовали достаточные правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлтеоврении.
Представитель ООО "Трансинвестгрупп" не согласился с позицией заявителя кассационной жалобы, просил оставить принятые по спору судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены решения от 15.03.2019, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "Трансинвестгрупп" (арендатор) и Департаментом (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 04.10.2018 N 243, по условиям которого арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 16 430 кв.м с кадастровым номером 27:23:0041728:112, расположенный по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, район Железнодорожный, ул. Промывочная, для использования под нежилое здание холодного склада металлических изделий.
Арендная плата по договору является регулируемой и исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "Трансинвестгрупп" 03.12.2018 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением от 12.12.2018 N 28 названной Комиссии установлена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041728:112 в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 02.09.2013 в размере 10 416 784 руб. 30 коп.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 28.02.2019 содержатся сведения о кадастровой стоимости спорного участка в измененном размере, в связи с чем общество 20.12.2018 обратилось в Департамент с заявлением о перерасчете арендной платы исходя из новой кадастровой стоимости с 01.01.2018.
Департамент письмом от 17.12.2019 N 17-06/446 отказал в удовлетворении заявления общества на основании пункта 2.11 Положения N 411-пр.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, удовлетворяя который судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) также разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка подано обществом в уполномоченный орган 03.12.2018 и рассмотрено Комиссией по существу с принятием решения от 12.12.2018 N 28, которым установлена новая кадастровая стоимость участка, внесенная впоследствии в публичный реестр.
Установив вышеуказанные обстоятельства и учитывая подачу заявления обществом о пересмотре кадастровой стоимости 03.12.2018, суды пришли к верному выводу о необходимости применения измененной кадастровой стоимости участка с 01.01.2018, что соответствует разъяснениям пункта 28 Постановления Пленума ВС РФ N 28.
Доводы об обратном, изложенные заявителем в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании вышеназванных норм права и разъяснений по их применению.
При этом ссылки Департамента на пункт 2.11 Положения N 411-пр (в редакции, действующей на момент обращения общества по вопросу перерасчета арендной платы) являются ошибочными, поскольку в названном пункте приведены последствия изменения кадастровой стоимости в результате государственной оценки, а не в порядке абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Иных доводов, способных повлиять на правильность и итоговый результат рассмотрения настоящего дела судами, кассационная жалоба Департамента не содержит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А73-805/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) также разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
...
Установив вышеуказанные обстоятельства и учитывая подачу заявления обществом о пересмотре кадастровой стоимости 03.12.2018, суды пришли к верному выводу о необходимости применения измененной кадастровой стоимости участка с 01.01.2018, что соответствует разъяснениям пункта 28 Постановления Пленума ВС РФ N 28.
Доводы об обратном, изложенные заявителем в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании вышеназванных норм права и разъяснений по их применению.
При этом ссылки Департамента на пункт 2.11 Положения N 411-пр (в редакции, действующей на момент обращения общества по вопросу перерасчета арендной платы) являются ошибочными, поскольку в названном пункте приведены последствия изменения кадастровой стоимости в результате государственной оценки, а не в порядке абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 августа 2019 г. N Ф03-3237/19 по делу N А73-805/2019