г. Хабаровск |
|
26 сентября 2019 г. |
А24-465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "МосРегионЛифт" - представитель не явился;
от Закрытого акционерного общества "Сбербанк АСТ" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
на решение от 22.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019
по делу N А24-465/2019 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ОГРН 1074101008057, ИНН 4101120936, место нахождения: 683980, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. Ленина, д. 1)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 52)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "МосРегионЛифт" (ОГРН 1067746413570, ИНН 7705722209, место нахождения: 119270, г. Москва, Набережная Лужнецкая, д. 6, стр. 1, оф. 201); Закрытое акционерное общество "Сбербанк АСТ" (ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480, место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр.2)
о признании недействительными решения и предписания
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 17.01.2019 по делу N 21-05/01-19Ж.
Определением от 25.02.2019 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ООО "МосРегионЛифт" (далее - общество), ЗАО "Сбербанк АСТ" (далее - оператор электронной площадки).
Решением суда от 22.05.2019, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель в жалобе настаивает, что представленные ООО "МосРегионЛифт" в составе заявки договоры не подтверждали соблюдение требований подпункта "п" пункта 23, 38 "Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение) и пункта 12 раздела 10, подпункта "ж" пункта 2.5 раздела 11 Документации по проведению предварительного отбора, разработанной и утвержденной приказом министерства, так как согласно документам аналогичные предмету отбора работы были выполнены обществом только за 2, а не за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок. Также считает выводы судов об исполнимости предписания ошибочными, полагая, что отмена результатов отбора и проведение его заново не восстановит права третьего лица, но нарушит права тех лиц, которые включены в реестр квалифицированных подрядных организаций. Обращает внимание на вступившее в законную силу решение суда по делу NА24-463/2019.
Камчатское УФАС в отзыве с доводами кассационной жалобы не согласилось, предлагало судебные акты оставить без изменений как законные и обоснованные.
Третьи лица, извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, отзывы не представили, участия в судебном заседании, как и министерство и управление, не приняли, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство 22.10.2018 опубликовало на сайте электронной площадки извещение N 138820000341800006 "О проведении предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов" по предмету - включение в реестр подрядных организаций, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтового оборудования.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе поданы 11 заявок, в том числе ООО "МосРегионЛифт" - заявка N 11, в которой согласно решению комиссии: "представлены договоры по капитальному ремонту, заключенные в 2017 и 2018 годах, что подтверждает опыт оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора только за 2 года, предшествующего дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе. Таким образом, претендент не представил в полном объеме, документы, установленные пунктом 38 Положения и пп."ж" п.2.5 раздела 11 Документации".
При такой мотивировке со ссылкой на пп. "б" пункта 53 Положения и пп. "б" пункта 5 раздела 15 Документации комиссией отказано во включении общества в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Общество, не согласившись с решением комиссии министерства, обратилось с жалобой в антимонопольный орган, который решением от 17.01.2016 признал жалобу обоснованной, а в действиях комиссии - нарушение пункта 39 Положения N 615.
Во исполнение решения в целях устранения допущенных нарушений управлением в адрес министерства выдано предписание об отмене протокола от 29.11.2018 N 6 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и повторном рассмотрении заявок на предмет их допуска к участию в предварительном отборе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, считая их незаконными и нарушающими свои права, министерство обратилось с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании их недействительными в арбитражный суд, который в удовлетворении заявления отказал, прийдя к выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов управления.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 Положения "предварительный отбор" - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; "заказчик" - региональный оператор, органы местного самоуправления и (или) государственные, муниципальные бюджетные, казенные учреждения в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляющие функции технического заказчика; "участник предварительного отбора" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В силу пункта 3 Положения принципами привлечения подрядных организаций являются, в том числе: доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота; создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, принимая во внимание, что предварительный отбор является частью процедуры закупки (торгов), антимонопольный орган правомерно рассмотрел жалобу общества в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 8 Положения (в редакции спорного периода) предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона, в том числе для оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования;
Согласно пункту 15 Положения комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения, ведет и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением.
В пункте 23 Положения определен перечень требований при проведении предварительного отбора к участникам. В частности, подпунктом "п" данного пункта Положения предусмотрено требование о наличии у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена) лифтового оборудования, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, и порядок его исчисления определены этим же пунктом.
В соответствии с пунктом 36, подпунктами "а", "б" пункта 38 Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора, и которая должна содержать как сведения и документы об участнике предварительного отбора, так и документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в том числе требованию о наличии копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 48 Положения).
В силу подпункта "б" пункта 52 и пункта 53 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора может принять решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Таким образом, процедура проведения предварительного отбора участников в целях их включения в реестр квалифицированных подрядных организаций для дальнейшего непосредственного участия в закупках, действия и решения комиссии и участника, а также требования к участнику и составу заявки (представляемых с ней документов), основания для принятия комиссией одного из возможных решений, строго регламентированы.
Из материалов арбитражного дела усматривается, что положения разработанной министерством Документации о проведении предварительного отбора, а именно: пункт 12 раздела 10 и подпункт "ж" пункта 2.5 раздела 15 соотносится с требованиями вышеприведенных пунктов 23, 38, 53 Положения, сводящихся к тому, что не представление в составе заявки копий исполненных контрактов, подтверждающих опыт оказания услуг (работ) аналогичных предмету предварительного отбора в определенном количестве и за определенный временной период, влечет принятие комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей Положению и Документации и о невключение такого участника в соответствующий реестр.
Между тем, управление в ходе рассмотрения жалобы ООО "МосРегионЛифт" и в дальнейшем суды в ходе судебного разбирательства установили, что в составе заявки указанного общества были представлены соответствующие условиям Положения и Документации министерства документы, подтверждающие в установленном количестве и за установленный период наличие у участника опыта аналогичных предмету предварительного отбора работ: договор N 17-0331 /ПСД-02 от 03.04.2017; договор N17-0330/ПСД-02 от 30.03.2017; договор N17-0331 /ПСД-01 от 03.04.2017; договор N17-0330/ПСД-01 от 30.03.2017, соответствующие им акты приемки выполненных работ.
При этом судами верно отмечено, что ни в Положении, ни в Документации министерства не содержится требование к участнику предоставить договоры за каждый год трехлетнего срока, предшествующего дате окончания срока подачи заявки.
В этой связи, выводы двух инстанций о том, что участник предварительного отбора в качестве документов подтверждающих наличие необходимого опыта оказания услуг (выполнения работ) вправе представить договоры, заключенные и исполненные в любой временной период трехлетнего срока, предшествующего дате окончания срока подачи заявок, являются обоснованными.
Таким образом, при установленных по результатам рассмотрения арбитражного дела обстоятельствах, решение антимонопольного органа от 17.01.2019 правомерно признано судами принятым в соответствии с законодательством и не нарушающим права и интересы заявителя.
Кроме того, вопреки утверждению министерства в кассационной жалобе, его доводы, повторно заявленные в суде округа, о неисполнимости предписания управления, нарушении им прав и интересов иных лиц, так и о результатах разрешения иного дела, были рассмотрены судами и мотивировано отклонены.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов по отношению к установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению в спорной ситуации нормам права, как и полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий, не имеется.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу N А24-465/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, принимая во внимание, что предварительный отбор является частью процедуры закупки (торгов), антимонопольный орган правомерно рассмотрел жалобу общества в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2019 г. N Ф03-4124/19 по делу N А24-465/2019