г. Хабаровск |
|
19 ноября 2019 г. |
А51-791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, М.Ю. Ульяновой
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кухня-ДВ"
на решение от 27.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019
по делу N А51-791/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кухня-ДВ" (ОГРН 1152543021212, ИНН 2543082850, адрес: 690049, г. Владивосток, ул. Русская, д. 72А, кв. 57)
к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, адрес: 690091, г. Владивосток, проспект Океанский, д. 20), главе города Владивостока
третье лицо: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (ОГРН 1057723007407, ИНН 7723356562, адрес: 123317, г. Москва, наб. Пресненская, д. 8, копр. 1, кв. 7)
о признании недействительными постановлений
Общество с ограниченной ответственностью "Кухня-ДВ" (далее - заявитель, общество, ООО "Кухня-ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными постановлений главы города Владивостока от 19.10.2018 N 2827 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020030:670" и от 19.10.2018 N 2828 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669", об обязании главу города Владивостока предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669 и разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020030:670, по адресу: г. Владивосток, ул. Бестужева, 6 А, в соответствии с итогами публичных слушаний от 11.09.2018 и рекомендациями от 12.10.2018 единой комиссии по подготовке проектов землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края.
Определением от 18.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - третье лицо, АО "КР ДВ").
Решением от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Кухня-ДВ" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель полагает, что документацией по планировке территории полуострова Шкота не предусмотрено размещение в границах спорных земельных участков объектов федерального, регионального или местного управления. Факт отсутствия размещения таких объектов подтверждается справками из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД). Считает, что поскольку земельные участки не заняты линейными объектами и не предусмотрены для их размещения, следовательно, на такие земельные участки распространяются действия градостроительных регламентов, несмотря на их расположение в пределах красных линий. Ссылается на отсутствие мотивов при принятии обжалуемых постановлений.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Владивостока приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "КР ДВ" поддерживает ее доводы, просит удовлетворить требования ООО "Кухня-ДВ".
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "Кухня-ДВ" является резидентом свободного порта Владивосток (далее - СПВ) и реализует инвестиционный проект "Организация сети кафе быстрого обслуживания на территории города Владивостока" в рамках заключенного с управляющей компанией - АО "Корпорация развития Дальнего Востока" соглашения от 05.12.2016 N СПВ-106/16 об осуществлении деятельности резидента СПВ (далее - соглашение N СПВ-106/16).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения N СПВ-106/16 инвестиционный проект реализуется в соответствии с планом-графиком и бизнес-планом, являющимися приложением к соглашению.
Инвестиционная деятельность осуществляется резидентом в границах 3-х земельных участков: площадью 618 кв.м с кадастровым номером 25:28:020030:665, площадью 150 кв.м с кадастровым номером 25:28:020030:669, площадью 99 кв.м с кадастровым номером 25:28:020030:670, расположенных по адресу: ул. Бестужева, д.6 и используемых обществом на условиях аренды по договорам от 20.09.2017 за N N : 28-Ю-22474 (земельный участок с кадастровым номером 25:28:020030:670), 28-Ю-22476 (земельный участок с кадастровым номером 25:28:020030:669), от 14.02.2018 N 28-Ю-22648 (земельный участок с кадастровым номером 25:28:020030:665); арендодателем по договорам выступает департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
По условиям договоров земельные участки имеют разрешенное использование: объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов автомобильного транспорта при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения с целью размещения павильона по обслуживанию автомобилей и пассажиров при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения; договоры заключены на срок по 10.12.2029.
Актами от 20.09.2017, от 14.02.2018 оформлена передача земельных участков.
Договоры зарегистрированы в установленном порядке.
В границах вышеназванных земельных участков размещены и функционируют придорожные кафе.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, действующих в редакции распоряжения от 28.03.2018 N 14, вышеназванные земельные участки расположены в зоне улично-дорожной сети (зона Т4), которая предусматривает условно разрешенный вид использования земельных участков "объекты придорожного сервиса", допускающий возможность использования земельных участков для размещения зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса.
Общество, ссылаясь на необходимость приведения условий договоров аренды с действующими правилами землепользования и застройки, обратилось в Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края с заявлениями от 09.06.2018 (вх. N 8589), от 01.08.2018 (вх. N 12142) и от 21.08.2018 (вх. N 13149) о выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:669, 25:28:020030:670 "объекты придорожного сервиса" для организации общественного питания в качестве объекта придорожного сервиса, а также о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров для земельного участка с кадастровым номером 25:28:020030:670 площадью 99 кв.м - со 100 кв.м до 99 кв.м.
По результатам публичных слушаний, назначенных постановлениями главы города Владивостока от 30.08.2018 N 2370 и N 2371, по указанным заявлениям принято решение о целесообразности предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования указанных выше земельных участков и на отклонение от предельных параметров земельного участка с кадастровым номером 25:28:020030:670. На заседании Единая комиссия приняла решение о подготовке рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "Объекты придорожного сервиса" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669 и разрешения об отклонении от предельных параметров со 100 кв.м до 99 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020030:670.
Соответствующие рекомендации от 12.10.2018 N РК/92, N РК/93 были направлены главе города Владивостока на рассмотрение.
С учетом представленных рекомендаций, постановлением главы города Владивостока от 19.10.2018 N 2827 заявителю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020030:670, а постановлением от 19.10.2018 N 2828 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669.
ООО "Кухня-ДВ", полагая принятые постановления не законными, нарушающими права заявителя в предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать главу города Владивостока предоставить обществу разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020030:670 в соответствии с результатами публичных слушаний и рекомендациями Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено, что указанные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; расположены на территории полуострова Шкота, входящей в состав территории Владивостокского городского округа.
По общему правилу пункта 2 статьи 7, статьи 42 ЗК РФ использование таких земельных участков осуществляется с установленным для них целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, в состав которых входят, в частности правила землепользования и застройки муниципальных образований и в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (статьи 30, 36 ГрК РФ).
В силу положений части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Из содержания статьи 39 ГрК РФ следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка. При этом в силу части 9 статьи 39 ГрК РФ глава местной администрации на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, проверяя правомерность отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670 и 25:28:020030:669, установили соблюденной процедуру предоставления соответствующего разрешения.
Судами установлено, что указанные земельные участки расположены в территориальной зоне Т4 - зона улично-дорожной сети, к условно-разрешенным видам использования которой относятся объекты придорожного сервиса, и которая допускает возможность использования земельных участков для размещения зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса.
Вместе с тем выявлено, что эти земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой издано и действует постановление администрации города Владивостока от 25.12.2012 N 4478 "Об утверждении документации по планировке территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа".
Согласно сведениям утвержденного проекта планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа предусматривающим размещение объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также с характеристиками планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиками развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа, спорные земельные участки не предназначены для размещения объектов придорожного сервиса.
Кроме того, из представленных в дело графических документов, фрагмента чертежа красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа на территории г. Владивостока, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:020030:665, 25:28:020030:670, 25:28:020030:669 полностью расположены в границах красных линий (постановление администрации города Владивостока от 25.12.2012 N 4478).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).
В силу части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В свою очередь, красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории (статьи 41, 42 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со статьей 45 ГрК РФ. При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Доказательств того, что соответствующая документация оспорена в установленном порядке, в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку нахождение спорных земельных участков в границах красных линий исключает возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка и, соответственно, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суды правомерно признали оспариваемые постановления главы администрации г. Владивостока от 19.10.2018 за N N 2827, 2828 соответствующими требованиям вышеприведенного законодательства, поэтому отказали в удовлетворении требований ООО "Кухня-ДВ".
Следует учесть, что в силу статьи 5.1 ГрК РФ общественные обсуждения, публичные слушания, в том числе по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проходят с учетом проектов планировки территории.
Поскольку спор по настоящему делу рассмотрен судом полно и всесторонне, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм права и нарушений положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления и удовлетворения кассационной жалобы ООО "Кухня-ДВ".
Излишне уплаченная ООО "Кухня-ДВ" государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А51-791/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кухня-ДВ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную по платежному поручению от 02.10.2019 N 1630.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В свою очередь, красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории (статьи 41, 42 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со статьей 45 ГрК РФ. При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
...
Следует учесть, что в силу статьи 5.1 ГрК РФ общественные обсуждения, публичные слушания, в том числе по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проходят с учетом проектов планировки территории."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2019 г. N Ф03-5279/19 по делу N А51-791/2019