г. Хабаровск |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А59-1513/2019 |
Резолютивная часть постановления от 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Е.К. Яшкиной
при участии:
от ответчика: Селиной Е.А. - представитель по доверенности от 23.10.2019 N 204
рассмотрев в судебном заседании в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области" на решение от 20.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А59-1513/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области"
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт"
о взыскании 112 754,29 руб.
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области" (ОГРН 1126501005124, ИНН 6501248726, адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 295, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (ОГРН 1022701191996, ИНН 2723049957, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, д. 46, далее - Общество) с иском о взыскании 112 754,29 руб. штрафа по государственному контракту на поставку дизельного топлива от 06.11.2018.
Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, установленным статьями 226-229 АПК РФ.
К участию в деле на стадии рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Решением суда от 08.05.2019 (принятым в виде резолютивной части, мотивированное решение от 20.05.2019, судья Зуев М.В.,), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 (судья Гончарова А.В.), в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, Учреждение подало кассационную жалобу, которая рассмотрена судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
В обоснование кассационной жалобы Учреждение, указывая на установленный факт просрочки исполнения ответчиком обязательства, предусмотренного пунктом 3.2.13 контракта, указало на несоответствие вывода судов фактическим обстоятельствам спора об отсутствии в настоящем случае вины ответчика в допущенной просрочке. В этой связи заявитель просит решение и апелляционное постановление отменить с принятием по делу нового судебного акта. Также в жалобе заявитель сослался на невыполнение судом требований части 5 статьи 227 АПК РФ (о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства) в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
В судебном заседании суда округа представитель ответчика в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать, поддержав доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ и доводами кассационной жалобы законность обжалуемых судебных актов, суд округа считает, что основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.11.2018 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключен государственный контракт на поставку дизельного топлива N 1818188300072650124872630/0859518/1164Д/0861100000218000078.
Цена контракта составляет 1 226 100 руб. с учетом НДС (пункт 4.1 контракта). Оплата за поставленный товар осуществляется с лицевого счета заказчика на лицевой счет поставщика. Датой оплаты поставленного товара считается дата поступления денежных средств на лицевой счет поставщика (пункт 9.2).
Согласно пункту 3.2.13 контракта поставщик обязан открывать лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, и соблюдать режим лицевых счетов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату штрафа.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в случае, если цена контракта не превышает 3 миллионов руб. - размер штрафа составляет 10% цены контракта (пункт 10.4 контракта).
Истец, указывая на допущенное ответчиком нарушение условия контракта, выразившееся в неоткрытии специального лицевого счета в территориальном органе казначейства в нарушение пункта 3.2.13 до окончания срока действия контракта, предъявил ответчику претензию с требованием об уплате штрафа, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Возникшие между сторонами правоотношения верно квалифицированы судами как подлежащие регулированию нормами главы 30 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также общими нормами гражданского законодательства об обязательствах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами самого Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункт 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела суды, выяснив, что обстоятельством, не позволившим поставщику исполнить свое обязательство по открытию лицевого счета в период действия заключенного контракта, явилось неверное указание заказчиком идентификатора государственного контракта на стадии размещения информации о государственном контракте в Единой информационной системе в сфере закупок в Интернет-ресурсе, пришли к выводу об отсутствии вины ответчика в несвоевременном открытии счета.
При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции закона, действующего при заключении контракта) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу подпункта 1 пункта 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2018 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" при казначейском сопровождении средств, получаемых юридическими лицами в рамках исполнения контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, и в целях осуществления расчетов по таким контрактам (договорам) исполнителям в территориальных органах Федерального казначейства открываются лицевые счета.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждены правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств из бюджета.
Согласно пунктам 3, 4 Правил казначейского сопровождения основанием для открытия лицевого счета является государственный контракт, контракт (договор) либо выписка из государственного контракта, контракта (договора) в случае, если указанный государственный контракт, контракт (договор) содержит сведения, составляющие государственную тайну, представленная в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
Идентификатор государственного контракта подлежит указанию в платежных документах, а также в документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств головного исполнителя (исполнителя) и перечень которых определяется Министерством финансов Российской Федерации для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Идентификатор государственного контракта присваивается каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе").
Идентификатор государственного контракта - это цифровой код, используемый для идентификации госконтракта, контрактов (договоров), заключенных в целях его исполнения, и расчетов по ним (пункт 13 статьи 3 Закона N 275-ФЗ). Порядок формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу утвержден приказом Министра обороны РФ и Казначейства России от 11.08.2015 N 475/13н.
Идентификатор государственного контракта используется для идентификации всех контрактов, заключенных в целях исполнения государственного контракта, и расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки (пункт 2 Порядка N 475/13н).
Заказчик формирует идентификатор государственного контракта по гособоронзаказу самостоятельно, прежде чем включить госконтракт в соответствующий реестр. Присвоенный идентификатор государственного контракта сохраняется на весь период действия госконтракта. Идентификатор государственного контракта указывается государственным заказчиком через символ "/" перед номером государственного контракта (при наличии), заключаемого с головным исполнителем.
Проанализировав с точки зрения вышеприведенных норм права представленные в дело доказательства, в частности извещение о проведении закупки, протокол от 29.12.2018 N ПРТ2224-2650343, изучив содержание государственного контракта на поставку дизельного топлива от 06.11.2018, судебные инстанции констатировали, что несвоевременное исполнение обязательства по открытию лицевого счета обусловлено наличием недочетов в присвоенном идентификаторе госконтракта.
При этом суды учли, что лицом, ответственным за присвоение идентификатора госконтракта в силу части 1 статьи 6.1 Закона N 275-ФЗ, пункта 3 Порядка N 475/13н, является госзаказчик.
При выясненных обстоятельствах суды сделали соответствующий фактическим обстоятельствам дела и положениям статьи 401 ГК РФ вывод об отсутствии вины поставщика в допущенной просрочке и отказали истцу в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе, относительно доказанности просрочки ответчика и обязанности последнего по уплате штрафа, являлись предметом исследования судов обеих инстанций и были мотивированно ими отклонены как бездоказательные.
Его же доводы о непереходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с привлечением к делу третьего лица основаны на неверном понимании и толковании положений части 5 статьи 227 АПК РФ, с учетом привлечения Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на стадии принятия искового заявления к производству суда.
В целом кассационная жалоба ответчика не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие истца с их оценкой, иная интерпретация не означают судебной ошибки.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом округа не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов в любом случае в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами также не допущено.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и апелляционное постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А59-1513/2019 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Е.К. Яшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Идентификатор государственного контракта используется для идентификации всех контрактов, заключенных в целях исполнения государственного контракта, и расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки (пункт 2 Порядка N 475/13н).
...
Проанализировав с точки зрения вышеприведенных норм права представленные в дело доказательства, в частности извещение о проведении закупки, протокол от 29.12.2018 N ПРТ2224-2650343, изучив содержание государственного контракта на поставку дизельного топлива от 06.11.2018, судебные инстанции констатировали, что несвоевременное исполнение обязательства по открытию лицевого счета обусловлено наличием недочетов в присвоенном идентификаторе госконтракта.
При этом суды учли, что лицом, ответственным за присвоение идентификатора госконтракта в силу части 1 статьи 6.1 Закона N 275-ФЗ, пункта 3 Порядка N 475/13н, является госзаказчик.
При выясненных обстоятельствах суды сделали соответствующий фактическим обстоятельствам дела и положениям статьи 401 ГК РФ вывод об отсутствии вины поставщика в допущенной просрочке и отказали истцу в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2019 г. N Ф03-5272/19 по делу N А59-1513/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5272/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5272/19
12.08.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4200/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-1513/19