г. Хабаровск |
|
16 января 2020 г. |
А51-7594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" - Пащенко В.Л., представитель по доверенности б/н от 10.01.2020; Свиридова Ю.В., представитель по доверенности б/н от 10.01.2020;
от Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение от 21.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019
по делу N А51-7594/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" (ОГРН 1022501195441, ИНН 2531008234, адрес: 692725, Приморский край, Хасанский р-он, пгт. Зарубино, ул.Нагорная, 8)
к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1092536000193, ИНН 2536212515, адрес: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Петра Великого, 2)
о признании незаконным отказа в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами; об обязании заключить договоры
Общество с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) о признании незаконным отказа в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами (далее - ВБР, договоры), общий допустимый улов которых не установлен на 2019 год, оформленного письмом от 11.01.2019 N 03-50/69; об обязании заключить договоры в соответствии с поданными 10.01.2019 заявлениями (входящие номера 541-554).
Решением от 21.06.2019, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019, требования удовлетворены в полном объеме.
Вместе с этим по результатам апелляционного производства по жалобе Федеральной антимонопольной службы, поданной в порядке статьи 42 АПК РФ, производство по жалобе прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса.
Не согласившись с принятыми судебными актами, в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратилось управление, которое в кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Ссылаясь на наличие информации о нахождении общества под контролем иностранного инвестора (заключение антимонопольной службы от 24.01.2017), что в силу действующих положений законодательства является безусловным основанием для запрета осуществления рыболовства, управление настаивает на законности отказа в заключении договоров пользования ВБР. Также, указывая на то, что факт нахождения общества под контролем иностранного инвестора устанавливается только ФАС России, и таким полномочием управление не наделено, считает необоснованным отклонением судом ходатайства о привлечении последнего к участию в деле в качестве третьего лица.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании суда округа считают судебные акты законными и обоснованными, предлагают оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2019 в управление поступили заявления общества о заключении договоров пользования ВБР, общий допустимый улов которых не установлен на 2019 год (входящие номера 541-554), в которых отражено, что заявитель не находится под контролем иностранного инвестора.
Письмом от 11.01.2019 N 03-50/69 управление отказало в заключении договоров, ссылаясь на несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам ограничения рыболовства, а именно: установленный заключением ФАС России от 24.01.2017 N ЦА/3859/17 факт нахождения общества под контролем иностранного инвестора.
В заключении ФАС России от 24.01.2017 установлено, что на дату его вынесения, 99% долей в уставном капитале ООО "Зарубинская база флота" принадлежало Дремлюге Алине Дмитриевне (ИНН 254009981521). При этом ранее 100% долей общества с 19.12.2002 по 04.02.2011 распоряжалось ООО "Владорион" (ИНН 2540062573), которое, в свою очередь, находилось под контролем Дремлюги Дмитрия Владимировича (ИНН 254002108540).
Дремлюга Алена Дмитриевна - дочь Дремлюги Дмитрия Владимировича, и согласно антимонопольному законодательству указанные физические лица признаются группой лиц. По информации ФСБ России, Дремлюга Д.В., помимо российского гражданства, также имеет гражданство Украины, с декабря 2012 года постоянно проживает на территории иностранного государства и не является резидентом РФ.
Косвенный контроль над ООО "Зарубинская база флота", Дремлюгой Д.В., являющимся в понимании Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее Закон N 57-ФЗ) иностранным инвестором, установлен до получения обществом права на добычу водных биологических ресурсов на основании разрешений на добычу ВБР выдаваемых ежегодно в рамках заключенных договоров о закреплении долей квот добычи ВБР от 18.12.2015 N ФАР-АЭ-0927 (срок окончания действия - 31.12.2018), от 04.12.2008 N 25/ДДП-00011 (срок окончания действия - 31.12.2018), 04.12.2008 N 25/ДДП-00014 (срок окончания действия - 31.12.2018), от 03.12.2008 N 209 (срок окончания действия - 31.12.2018), иных договоров заключенных в проверяемом периоде.
Заявитель, считая, что отказ управления не соответствует закону, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд, который требования удовлетворил, прийдя к выводу о наличии допущенных со стороны территориального управления Росрыболовства нарушений действующих положений законодательства.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии с положениями статей 19, 34 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве, Закон N 166-ФЗ) право на добычу водных (биологических) ресурсов право возникает при наличии совокупности двух условий: заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в порядке, определенном данным Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N775 "Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений", которое согласно статье 16 данного постановления действительно в течение календарного года в пределах срока добычи (вылова) водных биологических ресурсов, районов добычи (вылова) и (или) границ рыбопромысловых участков, объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова), которые указаны в них.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (далее - Правила подготовки договоров N 643).
Пунктом 4 Правил подготовки договоров N 643 определенно, что заявление о заключении договора представляется в срок, установленный в объявлении о подготовке и заключении договоров, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - заявитель), в соответствующий орган, указанный в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В заявлении юридическими лицами указываются: наименование, адрес места нахождения, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер контактного телефона заявителя; вид водных биоресурсов, вид рыболовства, объем, район и сроки добычи (вылова) такого вида водных биоресурсов; типы судов, орудия и способы добычи (вылова) водных биоресурсов; сведения о нахождении или ненахождении заявителя под контролем иностранного инвестора - для юридического лица; сведения о решении Федеральной антимонопольной службы, оформленном на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, - для юридического лица в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении такого юридического лица установлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с пунктом 5 Правил подготовки договоров N 643 к заявлению прилагаются заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, указанные в данном пункте.
Согласно пункту 5 (1) Правил подготовки договоров N 643 уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя следующие сведения:
а) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) - в Федеральной налоговой службе;
в) сведения о решении Федеральной антимонопольной службы, оформленном на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (в случае, если в заявке указано, что контроль иностранного инвестора в отношении заявителя установлен в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, - в Федеральной антимонопольной службе.
Пунктом 7 Правил подготовки договоров N 643 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил, рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения принимается решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора, в том числе по основанию отсутствия в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, а также несоответствия сведений, указанных в заявлении, правилам и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 06.12.2014 вступили в силу, установленные Федеральным законом от 04.11.2014 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ограничения рыболовства, связанные с невозможностью российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранного инвестора осуществлять добычу водных биоресурсов. В связи с чем, с указанной даты при получении права на добычу ВБР также имеет значение определение в установленном порядке факта нахождения общества под контролем иностранного инвестора.
В силу части 2 статьи 11 Закона о рыболовстве юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) и находящиеся под контролем иностранного инвестора, не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Основанием для введения такого запрета послужила необходимость особого государственного контроля за процессом участия иностранного капитала в рыбодобывающих обществах, направленных на исключение рисков отрицательного влияния иностранного капитала на осуществление такого стратегического вида деятельности, как добыча (вылов) водных биоресурсов, напрямую влияющих на возможность обеспечения продовольственной безопасности, являющейся составной частью общей системы обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 3 статьи 11 Закона о рыболовстве лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении таких лиц установлен в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о рыболовстве понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Закона N 57-ФЗ, в которой раскрыто указанное понятие, как по отношению к организациям - юридическим лицам, так и по отношению к иностранным гражданам, гражданину Российской Федерации, лицу без гражданства.
Признаки нахождения юридического лица под контролем иностранного инвестора определены в статье 14.2. Закона о рыболовстве: 1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, либо более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов общего числа членов кооператива или участников хозяйственного товарищества; 2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности; 3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица; 4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица; 5) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, либо менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов членов кооператива или участников хозяйственного товарищества - при условии, что соотношение количества голосов, которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) хозяйственного общества, либо количества голосов, принадлежащих другим членам кооператива или участникам хозяйственного товарищества, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
При наличии одного из признаков, лицо считается находящимся под контролем иностранного инвестора.
Правовым последствием установления данного факта, в силу части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве является принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, которое осуществляется, в частности в случаях, если: над лицом, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, установлен контроль иностранного инвестора с нарушением требований Закона N 57-ФЗ (пункт 6); лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, находилось под контролем иностранного инвестора до получения таким лицом указанного права (пункт 7).
В данном деле суды установили, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не опровергнуто, что заключение ФАС России отражает фактические обстоятельства исследования деятельности и состава участников юридического лица на дату его оформления - 24.01.2017.
При этом судами установлено, что право на вылов ВБР по ранее заключенным договорам (сроком действия максимально до 31.12.2018) фактически прекращено. Доказательств иному в материалы дела не представлено.
Как установлено судами, 10.01.2019 общество обратилось в управление за оформлением нового права на вылов - заключения новых договоров.
В этой связи выводы судов о том, что целях рассмотрения настоящего спора, учитывая эти обстоятельства, имеет значение определение в установленном порядке факта, нахождения заявителя под контролем иностранного инвестора непосредственно в момент подачи заявления, признаются обоснованными.
Как следует из поданных обществом в управление заявлений и подтверждается материалами дела, как на момент подачи 10.01.2019 заявлений, так и на момент рассмотрения арбитражного спора участниками ООО "Зарубинская база флота" являлись граждане Российской Федерации: Сукач Александр Викторович (доля 0,006%), Левина Ольга Владимировна (доля 1%), Жукова Татьяна Сергеевна (доля 98,994%). Указанные сведения отражены в выписке из ЕГРЮЛ соответствующими записями, внесенными в соответственно:03.10.2016, 11.04.2018, 24.08.2018.
Между тем, управление в установленном пунктом 5 (1) Правил подготовки договоров N 643 порядке в целях проверки заявленных сведений информацию в порядке межведомственного запроса у Федеральной налоговой службы из ЕГРЮЛ относительно состава участников общества не запросило, равно как и подтверждение информации на дату проверки заявлений у антимонопольной службы, ограничившись в обоснование своего отказа лишь ссылками на заключение ФАС России от 24.01.2017 N ЦА/3859/17.
Надлежащих доказательств, в том числе в виде актуального заключения компетентного органа по факту контроля иностранным инвестором над хозяйственным обществом, претендующим на получение права на вылов ВБР, (в содержании понятий, определенных Законом N 57-ФЗ), как установили суды, территориальным управлением Росрыболовства не представлено.
Следовательно, определив в соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ на момент подачи заявлений о заключении договоров пользования, что участник общества Жукова Татьяна Сергеевна владеет долей в уставном капитале в размере 98,994 % и в силу положений гражданского законодательства вправе определять хозяйственную деятельность общества, лицом, подпадающим под понятие "иностранного инвестора" в смысле Закона N 57-ФЗ не является, суды пришли к верному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в заключении договоров на вылов ВБР на период 2019 года по причине нарушением заявителем Правил подготовки и заключения договоров N 643, части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве.
С учетом изложенного и в связи с нарушением оспариваемым отказом управления прав общества на предпринимательскую деятельность, требования общества удовлетворены правомерно.
При установленных обстоятельствах, оснований для несогласия с указанными выводами судов у суда округа не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела в суде округа установлено, что доводы кассационной жалобы управления не опровергают выводы судебных инстанций, а лишь свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам. Полномочий для переоценки представленных в дело доказательств, кассационной инстанции согласно положениям статьи 286 АПК РФ, не представлено.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 по делу N А51-7594/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащих доказательств, в том числе в виде актуального заключения компетентного органа по факту контроля иностранным инвестором над хозяйственным обществом, претендующим на получение права на вылов ВБР, (в содержании понятий, определенных Законом N 57-ФЗ), как установили суды, территориальным управлением Росрыболовства не представлено.
Следовательно, определив в соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ на момент подачи заявлений о заключении договоров пользования, что участник общества Жукова Татьяна Сергеевна владеет долей в уставном капитале в размере 98,994 % и в силу положений гражданского законодательства вправе определять хозяйственную деятельность общества, лицом, подпадающим под понятие "иностранного инвестора" в смысле Закона N 57-ФЗ не является, суды пришли к верному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в заключении договоров на вылов ВБР на период 2019 года по причине нарушением заявителем Правил подготовки и заключения договоров N 643, части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2020 г. N Ф03-6276/19 по делу N А51-7594/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4768/2023
16.01.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6276/19
03.10.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5677/19
21.06.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-7594/19