г. Хабаровск |
|
03 апреля 2020 г. |
Дело N А24-5847/2019 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: судьи Захаренко Е.Н.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовик" на решение от 27.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу N А24-5847/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовик"
о взыскании 211 701 руб. 12 коп.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН - 1024101024078; далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовик" (ОГРН - 1144101002880; ООО "УК "Домовик", ответчик) о взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы (тепловая энергия и теплоноситель для горячего водоснабжения) на общедомовые нужды за период с марта по май 2019 года в размере 208 014 руб. 91 коп., пени 3 686 руб. 21 коп., начисленной с 16.04.2019 по 31.07.2019, с ее дальнейшим начислением по день фактического исполнения.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением от 16.09.2019, принятым в виде резолютивной части (судья Громов С.П.) исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено 27.09.2019.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 (судья Горбачева С.Н.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УК "Домовик" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие объем потребления населением теплоносителя по каждому дому, в связи с чем у судов отсутствовали основания для признания обоснованным выполненного истцом расчета объемов тепловой энергии и теплоносителя для горячего водоснабжения, поставленных на общедомовые нужды. Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению данных МКД в силу положений пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации является ПАО "Камчатскэнерго", поэтому сведения об объеме потребленного населением ресурса имеются только в его распоряжении. Непредставление документов ответчику и в материалы дела указывает на злоупотребление истцом правом.
ПАО "Камчатскэнерго" в отзыве признало доводы кассатора не состоятельными, просило оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена судом округа единолично без вызова сторон (статья 288.2 АПК РФ, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве").
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках заключенного сторонами договора от 01.08.2018 N 326 ПАО "Камчатскэнерго" с марта по май 2019 года поставляло ООО "УК "Домовик" тепловую энергию и теплоноситель для нужд горячего водоснабжения (коммунальные ресурсы) в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, расположенным в г. Петропавловске-Камчатском по адресам:
- ул. Батарейная, 1, 2,
- ул. Звездная, 23,
- пр. 50 лет Октября, 10,
- ул. Дальняя, 26/1,
- ул. Пограничная, 20/1,
- ул. Тушканова, 10/1.
В отсутствие заключенного договора истец с марта по май 2019 года поставлял коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, находящегося под управлением ответчика многоквартирного жилого дома N 59 по ул. Автомобилистов.
Выставленные истцом счета-фактуры оставлены ответчиком без оплаты.
В претензии от 18.06.2019 N 13-08/2165 ПАО "Камчатскэнерго" требовало погасить образовавшуюся задолженность.
В претензионном порядке требования оставлены без удовлетворения, что явилось основанием обращения ПАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 157, 161, 162 ЖК РФ, пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и исходили из доказанности факта поставки истцом в ответчику коммунального ресурса (ГВС) на содержание общего имущества в заявленном размере, оставленного последним без оплаты.
Изучив доводы кассационной жалобы о принятии обжалуемых решения и постановления по неполно исследованным обстоятельствам, ознакомившись с общеизвестными сведениями, размещенными на информационном ресурсе reformagkh.ru, суд округа считает необходимым их отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
По сведениям сайта reformagkh.ru часть многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, имеет открытую систему горячего водоснабжения с отбором сетевой воды на горячее водоснабжение из тепловой сети, в остальных - закрытая система горячего водоснабжения с приготовлением горячей воды в ЦТП.
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В связи с поставкой ресурса в многоквартирные жилые дома правоотношения сторон также подпадают под регулирование Правил N 124 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы за потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Соответственно, при разрешении спора судам надлежало дать оценку конструктивным особенностям многоквартирных жилых домов, включенных в расчет суммы иска, на предмет возможности потребления коммунального ресурса "горячая вода" из системы центрального горячего водоснабжения.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.
Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Исследование обстоятельств наличия (отсутствия) централизованной системы горячего водоснабжения, системы горячего водоснабжения (в случае установления факта наличия таковой) значимо для настоящего спора, поскольку напрямую влияет на возможность ресурсоснабжающей организации начислять, предъявлять и взимать с управляющей организации плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Данные обстоятельства судами не исследованы.
В отношении многоквартирных домов, в которых горячая вода подготавливается в ЦТП, следует отметить следующее.
Как указал апелляционный суд, расчет стоимости поставленной тепловой энергии произведен истцом как разница между общим объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом потребленного ресурса по индивидуальным приборам учета, нормативным значениям.
Положения Правил N 124 и N 354 в их системном толковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Правила N 124 не выделяют отдельных способов определения объемов коммунального ресурса, приобретаемых в целях приготовления горячей воды.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) дано понятие нецентрализованной системы ГВС - сооружения и устройства, в том числе ИТП (индивидуальный тепловой пункт), с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем ГВС, тариф на горячую воду (ГВС) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Такой порядок определен Правилами N 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальную услугу производится с учетом пункта 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в приложении N 2 к указанным Правилам.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
С учетом изложенного, расчет стоимости тепловой энергии, используемой только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381.
Как усматривается из материалов дела, при расчете исковых требований вышеприведенные формулы к Правилам N 354 истцом не использовались, расчет составляющих для применения данных формул не раскрывался, документально не обосновывался.
Проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца на соответствие нормам материального права является обязанностью суда (статьи 168 и 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Фактически расчет судом не проверен. При апелляционном пересмотре данное нарушение не устранено. Доводы ответчика о необоснованности расчета задолженности безосновательно отклонены.
Согласно части 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
При принятии решения или постановления арбитражный суд должен оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены (не установлены), какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу. В мотивировочной части судебных актов суды должны указать среди прочего доказательства, на которых основаны их выводы об обстоятельствах дела, доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, приняты или отклонены приведенные сторонами в обоснование требований и возражений доводы.
При рассмотрении настоящего спора вышеуказанные требования законодательства не соблюдены, нормы, регулирующие спорные отношения, применены без исследования обстоятельств, необходимых для правильного применения закона.
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего спора суды не обеспечили полноту исследования всех доказательств в целях установления имеющих существенное значение для его разрешения обстоятельств. Изложенное позволяет сделать вывод о принятии судебных актов первой и апелляционной инстанции по не исследованным в полной мере материалам дела и с нарушением норм материального права (части 1, 2 статьи 288 АПК РФ).
Принятие законного и обоснованного решения требует установления обстоятельств, исследование и оценку доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому принятые по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо устранить указанные недостатки, проанализировать техническую документацию на жилой фонд, оценить расчет суммы иска с учетом данных сведений и возражений ответчика, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении суду первой инстанции также необходимо распределить судебные расходы согласно положениям статьи 110 АПК РФ, в том числе расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (часть 3 статьи 289 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу N А24-5847/2019 Арбитражного суда Камчатского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
С учетом изложенного, расчет стоимости тепловой энергии, используемой только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381.
Как усматривается из материалов дела, при расчете исковых требований вышеприведенные формулы к Правилам N 354 истцом не использовались, расчет составляющих для применения данных формул не раскрывался, документально не обосновывался.
Проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца на соответствие нормам материального права является обязанностью суда (статьи 168 и 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству")."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2020 г. N Ф03-1005/20 по делу N А24-5847/2019