г. Хабаровск |
|
10 июня 2020 г. |
А04-7266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области": Осинцев К.И., представитель по доверенности от 10.01.2020 N 7;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Кравченко Е.Н., представитель по доверенности от 12.12.2019 N 23-19-13/224;
от Управления Министерства внутренних дел по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 21.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020
по делу N А04-7266/2019 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" (ОГРН 1122801010980, ИНН 2801178840, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, д. 18)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108)
третье лицо: Управление Министерства внутренних дел по Амурской области (ОГРН 1022800001377, ИНН 2801030145, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, д. 18)
о признании незаконным представления в части
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Амурской области", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5, 6 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, управление) от 29.08.2019 N 23-13-59/22-5451.
Определением от 05.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел по Амурской области (далее - УМВД России по Амурской области).
Решением от 21.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020, заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) пункт 6 представления управления от 29.08.2019 N 23-13-59/22-5451, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций в части признания недействительным пункта 6 представления от 29.08.2019 N 23-13-59/22-5451 приняты с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части.
В кассационной жалобе УФК по Амурской области, ссылаясь на положения статей 34, 70, 72, 162 БК РФ, утверждает, что учреждение при оплате расходов на уплату пени в размере 183 035,79 руб. и судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 33 088,00 руб., возникших вследствие оплаты задолженности за услуги по поставке тепловой энергии в судебном порядке, допустило неэффективное (неэкономное) использование средств федерального бюджета.
ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Амурской области", УМВД России по Амурской области в отзывах на кассационную жалобу по изложенным в ней доводам возражают, считают, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, просят принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от УМВД России по Амурской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители учреждения и управления поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве к ней, дав суду соответствующие пояснения.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа УФК по Амурской области от 14.06.2019 N 210 "О назначении плановой выездной проверки в федеральном казенном учреждении "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" (с изменениями, внесенными приказом от 16.07.2019 N 257) в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, поручением Федерального казначейства от 11.12.2018 N 07-04-05/16-26788, проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд в федеральном казенном учреждении "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области".
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно учреждением приняты бюджетные обязательства в размере, превышающем размер доведенных лимитов бюджетных обязательств при заключении государственного контракта от 24.10.2018 N 587/190, кроме того, учреждением допущено неэффективное использование средств федерального бюджета при оплате пени в размере 183 035,79 руб., судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 33 088 руб. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Амурской области от 07.05.2019 N ФС 025602612, выданного в соответствии с решением Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2019 по делу N А04-1394/2019.
УФК по Амурской области 28.09.2019 вынесло в отношении заявителя представление, в пункте 5 которого указано нарушение: принято бюджетное обязательство в размере, превышающем размер доведенных лимитов бюджетных обязательств при заключении государственного контракта от 24.10.2018 N 587/190, нарушение в денежном выражении 7 198 483,74 руб.; в пункте 6 указано нарушение: допущено неэффективное использование средств федерального бюджета при оплате пени в размере 183 035,79 руб., судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 33 088 руб. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Амурской области от 07.05.2019 N ФС 025602612, выданного в соответствии с решением Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2019 по делу N А04-1394/2019, нарушение в денежном выражении 216 123,79 руб.
Не согласившись с пунктами 5, 6 указанного представления, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, выводы которого поддержаны апелляционным судом, удовлетворяя заявленные требования в части признания пункта 6 представления управления от 29.08.2019 N 23-13-59/22-5451 недействительным обоснованно учитывал следующее.
Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статьей 34 БК РФ предусмотрено, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств).
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Материалами дела установлено, 24.10.2018 между АО "АКС" (энергоснабжающая организация) и ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Амурской области" (заказчик) заключен государственный контракт N 587/190 на оказание услуг для государственных нужд по энергоснабжению тепловой энергией, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать согласованное количество тепловой энергии (Приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (Приложение N 4) в течение срока действия настоящего договора, а заказчик оплачивать энергоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором (пункт 1.1 договора).
В 2019 году по исполнительному листу Арбитражного суда Амурской области от 07.05.2019 N ФС 025602612, выданному на основании решения Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2019 по делу N А04-1394/2019, учреждением оплачены ОАО "АКС" услуги по поставке тепловой энергии за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 на сумму 1 955 761,25 руб., обязательства по оплате которых были предусмотрены в государственном контракте от 24.10.2018 N 587/190.
Оплата задолженности за услуги по поставке тепловой энергии в судебном порядке повлекла дополнительное расходование средств федерального бюджета на уплату пени в размере 183 035,79 руб., судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 33 088 руб.
Факт недостаточности бюджетного финансирования на оплату коммунальных услуг подтвержден учреждением и по существу управлением не оспорен. Так согласно расчету потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату коммунальных услуг ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Амурской области" ожидаемые расходы составили 14 635 280 руб., доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2018 год составили 11 825 100 руб.
Установив указанные обстоятельства, учитывая недостаточность доведенных лимитов бюджетных обязательств для оплаты коммунальных услуг, никем не оспариваемую необходимость получения теплоснабжения на объекты ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Амурской области" в зимнее время (декабрь 2018 года), а также необходимость оплаты потребленной тепловой энергии, суды пришли к выводу о том, что уплата денежных средств по исполнительному листу от 07.05.2019 N ФС 025602612, выданному Арбитражным судом Амурской области в рамках дела N А04-1394/2019, не может расцениваться как неэффективное использование средств федерального бюджета.
При этом судебные инстанции отметили, что УФК по Амурской области в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали недействительным пункт 6 представления УФК по Амурской области от 29.08.2019 N 23-13-59/22-5451.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А04-7266/2019 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
...
В 2019 году по исполнительному листу Арбитражного суда Амурской области от 07.05.2019 N ФС 025602612, выданному на основании решения Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2019 по делу N А04-1394/2019, учреждением оплачены ОАО "АКС" услуги по поставке тепловой энергии за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 на сумму 1 955 761,25 руб., обязательства по оплате которых были предусмотрены в государственном контракте от 24.10.2018 N 587/190."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июня 2020 г. N Ф03-2026/20 по делу N А04-7266/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2026/20
18.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-781/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-7266/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-7266/19