г. Хабаровск |
|
19 июня 2020 г. |
А16-1486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Рыкунова И.А., представитель по доверенности от 30.07.2019 N 133;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области: Леонова В.В., представитель по доверенности от 15.05.2020; Исаева Ю.В., представитель по доверенности от 21.10.2019; Закон А.М., представитель по доверенности от 12.08.2019; (до перерыва)
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 17.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020
по делу N А16-1486/2019 Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, адрес: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области (ОГРН 1047900053772, ИНН 7901022203, адрес: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 11А)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 1 по Еврейской автономной области) от 11.07.2018 N 1152 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области от 28.03.2019.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России в удовлетворении заявленного требования отказано.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, учреждение в кассационной жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Ссылаясь на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подпункта 5 пункта 5 статьи 27, пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), учреждение приводит довод о неправильном определении судами первой и апелляционной инстанций статуса земельных участков с кадастровыми номерами: 79:05:3800006:100, 79:05:3800006:102, 79:05:3800006:103, 79:05:0000000:160, 79:05:3800001:94, 79:05:3800006:98, 79:04:607001:193, 79:05:0000000:229, 79:05:3500016:8, 79:05:3500016:10, 79:05:1000005:83, 79:05:2400062:52, 79:05:2400062:53, 79:05:100001:883, 79:03:1002003:17, 79:03:1202002:6, 79:03:1300002:68, 79:03:000000:50, 79:03:1202002:5. Настаивает на том, что указанные земельные участки являются ограниченными в обороте, соответственно, учреждение при исчислении земельного налога правомерно применило пониженную налоговую ставку. Кроме того, не согласилось ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России с основаниями доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 79:05:3800001:1, считает, что данный земельный участок обладает признаками изъятого из оборота, соответственно, не подлежит налогообложению земельным налогом. Также налогоплательщик приводит доводы о нарушении судами норм процессуального права, поскольку выводы судов основаны на доказательствах, которые не были получены в рамках налоговой проверки и представлены только в суд первой инстанции. Полагает, что в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не обоснованно возложили на ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России обязанность по доказыванию правильности исчисления земельного налога.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Еврейской автономной области представила отзыв на кассационную жалобу, в которой просила судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции 04.06.2020 - 11.06.2020 представитель ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России на доводах жалобы настаивал, представители налогового органа просили жалобу отклонить.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает, что имеются предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 30.01.2018 учреждением в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год. По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 11.07.2018 N 1152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России доначислен земельный налог в сумме 3 679 288 руб., в порядке статьи 75 НК РФ исчислены пени по состоянию на 11.07.2018 в сумме 260 432 руб. 42 коп., по пункту 1 статьи 122 НК РФ назначен штраф в сумме 183 964 руб. 40 коп.
Правомерность указанного решения подтверждена Управлением Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области, которое решением от 28.03.2019 N 03-15/30/083 апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России оставило без удовлетоврения.
Полагая, что решение налогового органа от 11.07.2018 N 1152 не отвечает требованиям налогового законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили правовых оснований для удовлетворения заявления учреждения и признания оспариваемого решения налогового органа недействительным. Ссылаясь на положения статей 27, 93 ЗК РФ, суды исходили из того, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, важным является их фактическое использование. Сделав вывод о том, что использование вышеперечисленных земельных участков не связано с размещением на них зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, суды признали довод налогового органа об отсутствии оснований считать земельные участки, за исключением земельного участка с кадастровым номером 79:05:3800001:1, ограниченными в обороте обоснованным.
Суд округа не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны без исследования и оценки всех доказательств по делу.
Удовлетворяя кассационную жалобу ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, суд округа исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно материалам дела, учреждение на праве постоянного бессрочного пользования является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 79:05:3800006:100, 79:05:3800006:102, 79:05:3800006:103, 79:05:0000000:160, 79:05:3800001:94, 79:05:3800006:98, 79:04:607001:193, 79:05:0000000:229, 79:05:3500016:8, 79:05:3500016:10, 79:05:1000005:83, 79:05:2400062:52, 79:05:2400062:53, 79:05:100001:883, 79:03:1002003:17, 79:03:1202002:6, 79:03:1300002:68, 79:03:000000:50, 79:03:1202002:5, 79:05:0100001:894, 79:05:3800001:1, следовательно, в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ признается плательщиком земельного налога.
Как следует из устава ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, утвержденного министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, налогоплательщик является казенным учреждением, учредителем - Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Минобороны России. Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобороны России и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 2, 4, 6 устава).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК РФ (пункту 1 статьи 396 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента, в том числе в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота) признаются ограниченными в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом с применением ставки 0,3 %.
Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами: 79:05:3800006:100, 79:05:3800006:102, 79:05:3800006:103, 79:05:0000000:160, 79:05:3800001:94, 79:05:3800006:98, 79:04:607001:193, 79:05:0000000:229, 79:05:3500016:8, 79:05:3500016:10, 79:05:1000005:83, 79:05:2400062:52, 79:05:2400062:53, 79:05:100001:883, 79:03:1002003:17, 79:03:1202002:6, 79:03:1300002:68, 79:03:000000:50, 79:03:1202002:5 не являются ограниченными в обороте, указанные выше нормы налогового и земельного законодательства применили неправильно, поскольку исходили только из фактического использования земельных участков. Однако данное обстоятельство не является определяющим критерием при установлении их статуса.
Цель предоставления указанных земельных участков, их предназначение с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 93 ЗК РФ судами не исследовались.
Ссылка суда апелляционной инстанции в подтверждение правильности позиции налогового органа на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А16-1720/2016 Арбитражного суда Еврейской автономной области, несостоятельна. В рамках указанного дела рассматривался вопрос о правомерности отнесения учреждением земельного участка с кадастровым номером 79:05:2400062:53 к изъятым из оборота. В рассматриваемом случае налогоплательщик счел, что данный земельный участок является ограниченным в обороте. Поэтому основания для применения положений части 2 статьи 69 АПК РФ у суда второй инстанций отсутствовали.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Таким образом, не все земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В отношении указанных земельных участков земельный налог не уплачивается.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного учреждением требования по эпизоду доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 79:05:3800001:1, мотивы, по которым признал решение налогового органа в этой части правомерным и отверг доводы налогоплательщика, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ не привел.
Суд апелляционной инстанции, указывая на отсутствие у спорного земельного участка признаков земельного участка, изъятого из оборота, сделанные выводы применительно к положениям подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ с учетом норм Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) не обосновал.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 61-ФЗ в целях обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 4). К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (другие войска) (пункт 5). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области
гражданской обороны (воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования (пункт 6).
Согласно статье 11 Федерального закона N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из статьи 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ, воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Обосновывая правомерность исключения земельного участка с кадастровым номером 79:05:3800001:1 из числа объектов налогообложения земельным налогом, учреждение сослалось на то, что данный земельный участок используется Федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации, соответственно, является изъятым из оборота.
Между тем предмет, цели, задачи и виды деятельности казенного учреждения судами не исследовались; факт нахождения на земельном участке зданий, строений и сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, цель их использования не проверялись.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемый судебных актов судами предыдущих инстанций допущено неправильное применение норм материального права, поскольку неправильно истолкованы положения пункта 1 статьи 394 НК РФ, подпункта 2 пункта 4 статьи 27, подпункта 5 пункта 5 статьи 27, пунктов 1 и 2 статьи 93 ЗК РФ, что в силу пункта 3 части 2 статьи 288 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Кроме того, судами нарушены нормы процессуального права, поскольку не установлены юридически значимые для рассмотрения данного дела обстоятельства, не все доказательства оценены и исследованы, что могло привести к принятию неправильного решения, постановления. Приведенные судом округа обстоятельства в силу части 3 статьи 288 АПК РФ также являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судами первой и апелляционной инстанций без полного и всестороннего их исследования, тогда как установление указанных обстоятельств невозможно в суде кассационной инстанции в силу ограниченности его полномочий (часть 2 статьи 287 АПК РФ), судами допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда по данному делу, с направлением дела, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, надлежит правильно применить нормы материального права, устранить отмеченные недостатки, исследовать и оценить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и установления действительной налоговой обязанности заявителя по земельному налогу, и по результатам исследования в совокупности и взаимосвязи, оценки всех имеющихся в деле доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А16-1486/2019 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Федерального закона N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из статьи 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ, воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Обосновывая правомерность исключения земельного участка с кадастровым номером 79:05:3800001:1 из числа объектов налогообложения земельным налогом, учреждение сослалось на то, что данный земельный участок используется Федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации, соответственно, является изъятым из оборота.
Между тем предмет, цели, задачи и виды деятельности казенного учреждения судами не исследовались; факт нахождения на земельном участке зданий, строений и сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, цель их использования не проверялись."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июня 2020 г. N Ф03-1218/20 по делу N А16-1486/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4505/2021
15.06.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1681/2021
12.02.2021 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1486/19
19.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1218/20
24.01.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5669/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1486/19