г. Хабаровск |
|
15 июня 2021 г. |
А16-1486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С. представитель по доверенности от 08.07.2020, представлено служебное удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области: Луполянская В.А. представитель по доверенности от 14.12.2020, представлено служебное удостоверение и копия диплома о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
на решение от 12.02.2021
по делу N А16-1486/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к управлению Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области от 11.07.2018 N 1152 в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области от 28.03.2019.
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области от 19.08.2019 N 3123 в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области от 08.11.2019.
В связи с реорганизацией инспекции суд заменил ее на управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее - управление).
Определением от 11.11.2020 требования в деле N А16-3971/2019 объединены в одно производство с делом N А16-1486/2019.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.02.2021 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.02.2021 по делу N А16-1486/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В порядке ст.158 АПК РФ судебное разбирательство 20.04.2021 откладывалось на 18.05.2021, затем на 08.06.2021.
Определением суда от 14.05.2021 в составе суда, рассматривающего дело Харьковская Е.Г., Тищенко А.П., Швец Е.А., произведена замена судьи Швец Е.А. в связи с нахождением в отпуске на судью Вертопрахову Е.В.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.02.2021 по делу N А16-1486/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в дополнении к апелляционной жалобе с информацией на диске, отзыве, пояснениях, представленных по запросу апелляционного суда, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об изменении решения исходя из следующего.
Как следует из устава ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, утвержденного министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, налогоплательщик является казенным учреждением, учредитель - Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Минобороны России. Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобороны России и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 2, 4, 6 устава).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу п.2 ч.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Согласно п. 5 ч.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ признаются ограниченными в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК РФ (пункту 1 статьи 396 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами и не могут превышать 0,3 процента, в том числе в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности.
Согласно материалам дела, учреждение на праве постоянного бессрочного пользования является правообладателем земельных участков. 30.01.2018 учреждение подало налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год, сумма составила 1 612 760 рублей, 06.03.2019 - за 2018 год с суммой налога 180 855 рублей.
В ходе проверки налоговый орган установил занижение учреждением суммы налога в результате не применения им ставки налога или применения ставки 0,3 %, а не 1,5 %. В результате оспариваемыми решениями доначислен налог за 2017 год в 3 679 288 руб., штраф 183 964 руб., пеня 260 432,42 руб.; за 2018 год доначислен налог 4 815 671 руб., штраф 504 151,54 руб., пеня 378 959,08 руб.
Рассмотрев жалобы учреждения на решения инспекции, УФНС России по ЕАО в решениях от 28.03.2019 N 03-15/30/083, от 08.11.2019 N 03-15/113/275@ отказало в их удовлетворении.
О незаконности решений налогового органа учреждение обратилось в арбитражный суд.
По решению налоговой проверки за 2017 год от 11.07.2018 и приложению N 1 (л.д.22 т.1) по земельным участкам с кадастровыми номерами 79:05:3800006:100, 79:05:3800006:102, 79:05:3800006:103, 79:05:0000000:160, 79:05:3800001:94, 79:05:3800006:98, 79:04:607001:193, 79:05:1500006:229, 79:05:3500016:8, 79:05:3500016:10, 79:05:1000005:83, 79:05:2400062:52, 79:05:2400062:53, 79:03:1002003:17, 79:05:0100001:883, 79:05:0100001:894, 79:03:1202002:6, 79:03:1300002:68, 79:03:0000000:50, 79:03:1202002:5 налоговым органом начислен земельный налог по ставке 1,5 %, исходя из сведений о фактическом не использовании по назначению земельных участков.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что указанные земельные участки не изъяты из оборота, все предоставлены для нужд Минобороны России. В соответствии с ч.1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли не только используемые, но и предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поэтому в данном случае фактическое неприменение указанных участков Минобороны России по их назначению за период проверки не является основанием для увеличения ставки налога. Управлением не представлено доказательств использования участков для иных целей (индивидуального строительства, предпринимательства и т.д.). Учреждением по указанным участкам правомерно исчислен земельный налог по ставке 0,3 %.
Земельный участок с кадастровым номером 79:05:3800001:1 предоставлен для нужд Минобороны России. На участке находится санаторий "Кульдурский" - филиал ФГКУ санаторно-курортного комплекса "Дальневосточный" МО РФ. Учреждение считает его изъятым из оборота по принадлежности к Минобороны России и не исчисляло земельный налог.
В ФГКУ санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ входит несколько санаториев. Именно в санатории "Кульдурский" отсутствуют на территории, в персонале военнослужащие, в т.ч. врачи, не предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, как военное учреждение не охраняется, к военно-медицинским учреждениям не относится, военнослужащие прибывают временно на территорию санатория не для несения службы. Деятельность санатория в целях обеспечения санаторно-курортного лечения и отдыха военнослужащих на установленный в документах срок. Иного ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ не представлено. Отсутствует совокупность условий, указанных в п.2 ч.4 ст.27 ЗК РФ, для признания участка изъятым из оборота в целях налогообложения. При изложенных обстоятельствах налоговый орган верно применил по земельному участку с кадастровым номером 79:05:3800001:1 как ограниченному в обороте ставку 0,3%.
По решению налоговой проверки за 2018 год от 19.08.2019 N 3123, акт проверки N 3823, приложению N 1 (л.д.109 т.4) все участки предоставлены для нужд Минобороны России. По земельным участкам с кадастровыми номерами 79:03:1600009:1, 79:03:1600002:3, 79:03:1300004:66, 79:03:1300006:1, 79:03:1300004:64, 79:03:903006:56, 79:03:1202002:3, 79:02:2000003:99, 79:06:3300035:18 спор между сторонами дела отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером 79:05:3800001:1 предоставлен для нужд Минобороны России. На участке находится санаторий "Кульдурский" - филиал ФГКУ санаторно-курортного комплекса "Дальневосточный" МО РФ. Учреждение считает его изъятым из оборота по принадлежности к Минобороны России и не исчисляло земельный налог. В ФГКУ санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ входит несколько санаториев. Именно в санатории "Кульдурский" отсутствуют на территории сотрудники-военнослужащие, в т.ч. врачи, не предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, как военное учреждение не охраняется, к военно-медицинским организациям не относится, военнослужащие прибывают временно на территорию санатория не для несения службы. Деятельность санатория в целях обеспечения санаторно-курортного лечения и отдыха прибывающим военнослужащим на установленный в документах срок. Иного ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ не представлено. Отсутствует совокупность условий, указанных в п.2 ч.4 ст.27 ЗК РФ, для признания участка изъятым из оборота в целях налогообложения. При изложенных обстоятельствах налоговый орган верно применил по земельному участку с кадастровым номером 79:05:3800001:1 как ограниченному в обороте ставку 0,3%.
По земельным участкам с кадастровыми номерами 79:05:600001:24, 79:04:0000000:11, 79:03:1102001:7, 79:03:1102001:111, 79:06:3400022:119 учреждением налог не начислялся, полагая участки изъятыми из оборота. Между тем по материалам дела установлено апелляционным судом, что на указанных участках отсутствуют сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности войска, воинские формирования и органы. Подтверждение иного не представлено. Участки используются для обеспечения нужд обороны, поэтому являются ограниченными в обороте и применение налоговым органом ставки 0,3% соответствует законодательству.
Несостоятелен довод учреждения о закреплении за войсковыми частями и учреждениями земельных участков Биробиджанского территориального гарнизона Еврейской автономной области N 18 (л.д.72-75 т.5), так как он принят 22.04.2019 и не может относиться к периодам проверки 2017, 2018 годов.
В нарушение приведенного выше законодательства налоговым органом применена ставка 0,3% по земельному участку с кадастровым номером 79:03:1600010:3, на котором расположена войсковая часть. Соответственно участок изъят из оборота и земельный налог не начисляется.
По участку 79:05:3500016:10 налоговым органом неверно рассчитан период налогообложения в связи с передачей земельного участка в собственность муниципального образования "Бирское городское поселение Облученского района Еврейской автономной области согласно приказа зам.министра обороны Российской Федерации от 17.06.2017 N 578. Передаточный акт от 12.03.2018 (л.д.83,84 т.6). За период владения участком учреждением ставка 1,5% применена налоговым органом также необоснованно вместо 0,3%, поскольку участок согласно документам предоставлен для нужд Минобороны России.
По земельным участкам с кадастровыми номерами 79:05:100001:883, 79:05:2400062:53, 79:05:2400062:52, 79:03:1202002:5, 79:03:1202002:6, 79:03:1002003:17, 79:03:1300002:68, 79:03:0000000:50, 79:05:3800006:102, 79:05:0000000:160, 79:05:3800006:98, 79:05:3800006:103, 79:05:3800006:100, 79:05:3800001:94, 79:04:607001:193, 79:05:1500006:229, 79:05:3500016:8, 79:05:00000:83, 79:05:0100001:894 налоговым органом в нарушение законодательства применена ставка 1,5%. По материалам дела апелляционным судом установлено, что указанные земельные участки все предоставлены для нужд Минобороны России, но отсутствуют основания считать их изъятыми из оборота согласно приведенного выше законодательства. В соответствии с ч.1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли не только используемые, но и предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поэтому в данном случае фактическое неприменение указанных участков Минобороны России по их назначению за период проверки не является основанием для увеличения ставки налога. Управлением не представлено доказательств использования участков для иных целей (индивидуального строительства, предпринимательства и т.д.). Поэтому указанные участки Минобороны России ограничены в обороте и подлежит применение ставка земельного налога 0,3 %.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к выводу об изменении решения суда на основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.02.2021 по делу N А16-1486/2019 изменить.
Признать решение управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области от 11.07.2018 N 1152 несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, за исключением начисления земельного налога по участку с кадастровым номером 79:05:3800001:1 с соответствующей пени и штрафа.
Признать решения управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области от 19.08.2019 N 3123, от 28.03.2019 N 03-15/30/083, от 08.11.2019 N 03-15/113/275@ несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации по начислению земельного налога и соответствующей пени и штрафа по участкам с кадастровыми номерами 79:03:1600010:3, 79:05:100001:883, 79:05:2400062:53, 79:05:2400062:52, 79:03:1202002:5, 79:03:1202002:6, 79:03:1002003:17, 79:03:1300002:68, 79:03:0000000:50, 79:05:3800006:102, 79:05:0000000:160, 79:05:3800006:98, 79:05:3800006:103, 79:05:3800006:100, 79:05:3800001:94, 79:04:607001:193, 79:05:1500006:229, 79:05:3500016:10, 79:05:3500016:8, 79:05:1000005:83.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1486/2019
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Еврейской автономной области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4505/2021
15.06.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1681/2021
12.02.2021 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1486/19
19.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1218/20
24.01.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5669/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1486/19