г. Хабаровск |
|
25 июня 2020 г. |
А04-6748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель": представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Филатова Е.В., представитель по доверенности от 12.12.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель"
на решение от 23.12.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020
по делу N А04-6748/2019 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель" (ОГРН 1082801008674, ИНН 2801136399, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Зейская, д. 173/1)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (ОГРН 1073808027149, ИНН 3808169860, адрес: 308019, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Толстого, д. 55, оф. 10)
о признании представления недействительным в части
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Амурской области "Строитель" (далее - ГКУ Амурской области "Строитель", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным пункта 1 представления от 29.08.2019 N 23-13-59/23/5423 Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, казначейство).
Определением от 17.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (далее - ООО "Подрядчик").
Решением суда от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, учреждению в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт о признании недействительным оспариваемый ненормативный акт в оспариваемой части. В обоснование доводов жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о неправомерном применении заявителем индекса-дефлятора 1,05139979 при оплате выполненных в 2018 году работ на объекте "Реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница" г. Свободный". Считает, что применение заявителем среднего расчётного индекса-дефлятора является правильным, так как позволяет более точно определить порядок расчёта текущей стоимости выполненных работ в пределах твёрдой цены контракта независимо от периода фактического выполнения работ.
Представитель казначейства в судебном заседании, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области против изложенных в жалобе доводов возражает, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Учреждение и ООО "Подрядчик" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, УФК по Амурской области на основании приказа в пределах предоставленных полномочий в отношении учреждения проведена выездная проверка по вопросам предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий - планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" с 01.01.2018.
В ходе проверки установлено, что учреждением произведена оплата ООО "Подрядчик" за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), завышенной стоимости работ по государственному контракту от 09.07.2018 N 69, предметом которого является выполнение работ по реконструкции нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свобоненская больница" г. Свободный, в связи с необоснованным применением среднего расчетного индекса-дефлятора, методика расчетов которого не утверждена действующими нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, что привело к завышению стоимости работ, предъявленных к оплате за 3 и 4 квартал 2018 года, на 223 546,54 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 19.07.2019, по результатам рассмотрения которого 29.08.2019 казначейством вынесено представление N 23-13- 59/23-5423, содержащее требование о принятии мер к возврату средств в бюджет, а также принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушения, в пункте 1 которого отражено вышеописанное нарушение.
ГКУ Амурской области "Строитель", не согласившись с представлением в части пункта 1, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, судебные инстанции правомерно руководствовались положениями статей 34, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 709, 711, 740, 746, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
Одной из задач программы является формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 N 254.
Распоряжением Правительства Амурской области от 29.06.2018 N 80-р утвержден разработанный План социального развития центров экономического роста Амурской области и Перечень мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации, за счет иных межбюджетных трансфертов одобрена реализации 33 приоритетных мероприятий центра развития газопереработки в г. Свободный, в том числе реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница".
Согласно разделу I "Мероприятия, источником финансирования которых являются средства иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области" Перечня мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации (приложения к Распоряжению Правительства Амурской области от 29.06.2018 N 80-р) включено мероприятия "Реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница" г. Свободный" с источниками и объемами финансирования: в 2018 году - средства федерального бюджета - 81 372,31 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области - 165,94 тыс. руб., внебюджетные средства - 0,00 тыс. руб.; в 2019 году - средства федерального бюджета - 135 605,69 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области - 58 880,14 тыс. руб., внебюджетные средства - 0,00 тыс. руб.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 445 утверждена государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области". В состав Программы N 445 включена Подпрограмма 1 "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области", одним из основных мероприятий которого является "Развитие центров экономического роста".
В рамках данного мероприятия запланировано финансирование расходов на реконструкцию нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница" посредством предоставления субсидии на иную цель.
Между Министерством транспорта и строительства Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и ГКУ Амурской области "Строитель" (получатель бюджетных средств, заказчик) заключен договор о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ на 2018 год от 05.02.2018 N 75-02/д. Данным договором к числу обязанностей учреждения в сфере финансирования, учета и отчетности отнесено обеспечение приемки и оплаты выполненных работ в размере, предусмотренном сметой с учетом индекса пересчета в текущие цены, в сроки и порядке, установленные законодательством или государственным контрактом. К числу обязанностей учреждения также отнесена проверка обоснованности цен и сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие производственные затраты.
На 2019 год между Министерством строительства и архитектуры Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и заявителем (получатель бюджетных средств) заключен договор от 21.01.2019 N 1 о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ.
Между ГКУ Амурской области "Строитель" (государственный заказчик) и ООО "Подрядчик" (генподрядчик) заключен государственный контракт 09.07.2018 N 69 на реконструкцию нежилого здания по женскую консультацию ГБУЗ "Свободненская больница" г. Свободный" (далее - работы) в соответствии с условиями контракта, утвержденным проектом, техническим заданием, строительными нормами и правилами, календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение N 2 к контракту). Цена контракта, в редакции дополнительного соглашения N 4, составляет 146 343 705, 58 руб., в том числе НДС (18%) - 22 323 616,47 руб.
Согласно актам формы N КС-2, справок формы N КС-3 и платежным поручениям в рамках исполнения государственного контракта N 69 затраты ГКУ Амурской области "Строитель" в 2018 году составили 30 281 753,15 руб. с учетом НДС (в том числе за счет средств федерального бюджета - 30 281 753,15 руб. с учетом НДС).
Соглашением от 16.04.2019 государственный контракт N 69 расторгнут. Пунктом 2 соглашения установлено, что стоимость выполненных генподрядчиком и принятых государственным заказчиком работ составляет 47 616 129,95 руб., в том числе НДС - 7 508 313,48 руб.; стоимость оплаченных государственным заказчиком работ составляет 45 520 649,15 руб., в том числе НДС - 7 159 066,48 руб.; стоимость работ принятых и оплаченных государственным заказчиком, но подлежащих снятию в связи с некачественным их выполнением генподрядчиком, составляет 3 131 696,36 руб., в том числе НДС - 492 326,36 руб.; стоимость неисполненных работ генподрядчиком работ по государственному контракту от 09.07.2018 N 69 руб. обязательств составляет 103 826 423,73 руб., том числе НДС (20%) - 17 304 403,95 руб.
Суды правомерно исходили из того, что порядок ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности предусмотрен положениями статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности. Прогнозные индексы-дефляторы цен (тарифов) с уточнением по кварталам, полугодиям и годам содержатся в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разработанного Минэкономразвития России (далее - Прогноз социально-экономического развития). Прогноз социально-экономического развития доводится до федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" от 22.07.2009 N 596, а также публикуется на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.2017 N 24-01-10/72553 по вопросу применения годовых индексов-дефляторов, начальная (максимальная цена) контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях контракта, заключенного с единственным поставщиком, определяется на основании положений статьи 22 Закона о контрактной системе.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями на основе анализа условий государственного контракта N 69, свидетельствуют о том, что текущая стоимость выполненных работ рассчитана учреждением с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979, который не утвержден нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, но не с учетом поквартальных индексов-дефляторов (для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459), предусмотренных календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение N 2 к государственному контракту N 69 и дополнительного соглашения N 4 от 26.12.2018), и расчетной ценой заказчика.
Материалами дела подтверждается, что применение среднего расчетного индекса-дефлятора (определенного в спорном случае как среднее между квартальными индексами-дефляторами за III квартал 2018 года - II квартал 2019 года) в расчетах с подрядчиком в условиях расторжения государственного контракта до выполнения подрядчиком всех предусмотренных контрактом работ фактически привело к расходованию бюджетных средств в завышенном размере.
Оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о законности представления казначейства в части пункта 1, обоснованно отказали в признании его недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов; несогласие с судебными актами соответствующими имеющимся в деле доказательствам не может являться основанием для их отмены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А04-6748/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.