г. Хабаровск |
|
13 марта 2020 г. |
А04-6748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель": Лысенко Е.В. представитель по доверенности от 30.10.2019, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Федерального казначейства по Амурской области: Корнилова Ю.В. представитель по доверенности от 11.12.2019, представлено удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель"
на решение от 23.12.2019
по делу N А04-6748/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель"
к управлению Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик"
о признании представления недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Амурской области "Строитель" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с учетом принятых судом уточнений о признании недействительным пункта 1 представления от 29.08.2019 N 23-13-59/23/5423 управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - управление)
Определением от 17.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 23.12.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.12.2019 по делу N А04-6748/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 14.02.2020 апелляционный суд удовлетворил ходатайство учреждения об участии в судебном заседании 10.03.2020 по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 23.12.2019 по делу N А04-6748/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Подрядчик" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Порядок и правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
Статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым в том числе относятся финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
Пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ установлено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Право управления направлять представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, предусмотрено пунктом 68 названных Правил N 1092.
В соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2018 N 07-04-05/23-27083, пунктом 11 плана контрольных мероприятий управления в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, на основании приказа УФК по Амурской области от 15.05.2019 N 166 в ГКУ Амурской области "Строитель" проведена выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" с 01.01.2018.
Результаты проверки отражены в акте от 19.07.2019.
УФК по Амурской области 29.08.2019 вынесено представление 23-13-59/23-5423 (л.д.16), в п.1 которого указано нарушение:
произведена оплата ООО "Подрядчик" за счет средств, источников финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюдетный трансферт), завышенной стоимости работ по государственному контракту от 09.07.2018 N 69, предметом которого является выполнение работ по реконструкции нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свобоненская больница" г.Свободный, в связи с необоснованным применением среднего расчетного индекса дефлятора, методика расчетов которого не утверждена действующими нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, что привело к завышению стоимости работ предъявленных к оплате за 3 и 4 квартал 2018 года в сумме 223 546,54 руб.
Представление о принятии меры к возврату средств в бюджет, по устранению причин совершения нарушения получено ГКУ Амурской области "Строитель" 03.09.2019.
Полагая п.1 представления от 29.08.2019 N 23-13-59/23-5423 незаконным, ГКУ Амурской области "Строитель" обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". Одной из задач программы является формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 N 254.
Распоряжением Правительства Амурской области от 29.06.2018 N 80-р утвержден разработанный План социального развития центров экономического роста Амурской области и Перечень мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации, за счет иных межбюджетных трансфертов одобрена реализации 33 приоритетных мероприятий центра развития газопереработки в г.Свободный, в том числе реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница".
Согласно разделу I "Мероприятия, источником финансирования которых являются средства иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области" Перечня мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации (приложения к Распоряжению Правительства Амурской области от 29.06.2018 N 80-р) включено мероприятия "Реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница" г.Свободный" с источниками и объемами финансирования:
в 2018 году - средства федерального бюджета - 81 372,31 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области - 165,94 тыс. руб., внебюджетные средства - 0,00 тыс. руб.;
в 2019 году - средства федерального бюджета - 135 605,69 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области - 58 880,14 тыс. руб., внебюджетные средства - 0,00 тыс. руб.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 445 утверждена государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области". В состав Программы N 445 включена Подпрограмма 1 "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области", одним из основных мероприятий которого является "Развитие центров экономического роста". В рамках данного основного мероприятия запланировано финансирование расходов на реконструкцию нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница" посредством предоставления субсидии на иную цель.
Между министерством транспорта и строительства Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и ГКУ Амурской области "Строитель" (получатель бюджетных средств, заказчик) заключен договор о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ на 2018 год от 05.02.2018 N 75-02/д.
Пунктом 2.3.28 договора от 05.02.2018 N 75-02/д к числу обязанностей ГКУ "Строитель" в сфере финансирования, учета и отчетности отнесено обеспечение приемки и оплаты выполненных работ в размере, предусмотренном сметой с учетом индекса пересчета в текущие цены, в сроки и порядке, установленные законодательством или государственным контрактом.
Пунктом 2.3.29 договора предусмотрена обязанность проверять обоснованность цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие производственные затраты.
На 2019 год между министерством строительства и архитектуры Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и заявителем (получатель бюджетных средств) заключен договор от 21.01.2019 N 1 о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ.
Между ГКУ Амурской области "Строитель" (государственный заказчик) и ООО "Подрядчик" (генподрядчик) заключен государственный контракт 09.07.2018 N 69, согласно которому государственный заказчик поручает, а генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту: Реконструкция нежилого здания по женскую консультацию ГБУЗ "Свободненская больница" г.Свободный" (далее - работы) в соответствии с условиями контракта, утвержденным проектом, техническим заданием, строительными нормами и правилами, календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение N 2 к контракту), и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Пунктом 4.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения N 4 от цены контракта составляет 146 343 705, 58 руб., в том числе НДС-18% в размере 22 323 616,47 руб.
Работы по контракту выполняются генподрядчиком в соответствии с календарным графиком выполнения и оплаты работ (пункт 5.1. контракта)
Согласно пункту 9.3. контракта текущая стоимость по актам по форме КС-2 рассчитывается на основании расценок, учтенных сметой, прошедшей государственную экспертизу, в текущих ценах 4 квартала 2017 года с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979 и с учетом коэффициента снижения, указанного в протоколе контрактной цены.
Оплата работ по контракту осуществляется государственным заказчиком в порядке, установленном условиями контракта в российских рублях по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на счет, открытый генподрядчиком в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми главным распорядителем бюджетных средств до государственного заказчика.
Авансирование выполненных работ по контракту генподрядчику не предусматривается (пункты 10.1, 10.2 контракта).
Из пункта 10.3. контракта следует, что расчеты с генподрядчиком за фактически выполненные работы производятся государственным заказчиком, исходя из объема таких работ и цены контракта в сроки и размерах, установленных календарным графиком выполнения и оплаты работ, после устранения всех выявленных замечаний и представлении генподрядчиком, оформленной надлежащим образом документации, указанной в пункте 10.4.
Соглашением от 16.04.2019 государственный контракт от 09.07.2018 N 69 расторгнут. Пунктом 2 соглашения установлено, что стоимость выполненных генподрядчиком и принятых государственным заказчиком работ составляет 47 616 129,95 руб., в том числе НДС - 7 508 313,48 руб.; стоимость оплаченных государственным заказчиком работ составляет 45 520 649,15 руб., в том числе НДС - 7 159 066,48 руб.; стоимость работ принятых и оплаченных государственным заказчиком, но подлежащих снятию в связи с некачественным их выполнением генподрядчиком, составляет 3 131 696,36 руб., в том числе НДС - 492 326,36 руб.; стоимость неисполненных работ генподрядчиком работ по государственному контракту от 09.07.2018 N 69 руб. обязательств составляет 103 826 423,73 руб., том числе НДС (20%) - 17 304 403,95 руб.
Согласно актам форма N КС-2, справок формы N КС-3 и платежных поручений в проверяемом периоде в рамках исполнения государственного контракта от 09.07.2018 N 69 затраты ГКУ Амурской области "Строитель" в 2018 году составили 30 281 753,15 руб. с учетом НДС (в том числе за счет средств федерального бюджета - 30 281 753,15 руб. с учетом НДС).
При этом в ходе проведенной проверки при анализе правильности формирования стоимости работ УФК по Амурской области установлено, что в актах формы N КС-2 от 15.08.2018 N 1, N 1.1, от 17.08.2018 N 1 - N 3, от 19.09.2018 N 1 - N 5, от 29.10.2018 N 1 - N 4, от 22.11.2018 N 1. N 10, от 12.12.2018 N 1 - N 6 и от 20.12.2018 N 1, N 2, принятых к учету и оплате в 2018 году в рамках исполнения государственного контракта от 09.07.2018 N 69, текущая стоимость выполненных работ рассчитана с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979, который не утвержден нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, а не с учетом поквартальных индексов-дефляторов (для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459), предусмотренных календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение N 2 к государственному контракту от 09.07.2018 N 69, и дополнительного соглашения N 4 от 26.12.2018), и расчетной ценой заказчика.
Порядок ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности предусмотрен положениями статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности.
Прогнозные индексы-дефляторы цен (тарифов) с уточнением по кварталам, полугодиям и годам содержатся в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разработанного Минэкономразвития России (далее - Прогноз социально-экономического развития). Прогноз социально-экономического развития доводится до федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" от 22.07.2009 N 596, а также публикуется на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 03.11.2017 N 24-01-10/72553 по вопросу применения годовых индексов-дефляторов указано, что начальная (максимальная цена) контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях контракта, заключенного с единственным поставщиком, определяется на основании положений статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По материалам дела судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в спорной ситуации ГКУ "Строитель" в соответствии с буквальным толкованием п. 10.3 контракта, которым были обязаны руководствоваться стороны в силу п.2.1 контракта, обязано было при расчетах руководствоваться стоимостью работ, указанной в календарном графике выполнения и оплаты работ - приложении N 2 к контракту, в котором соответствующая стоимость работ применительно к конкретному периоду их выполнения подрядчиком фактически определена с применением квартальных индексов-дефляторов (для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459).
Вопреки этому учреждением при оплате работ стоимость рассчитана с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979, который не утвержден нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве. Применение среднего расчетного индекса-дефлятора (определенного в спорном случае как среднее между квартальными индексами-дефляторами за III квартал 2018 года - II квартал 2019 года) в расчетах с подрядчиком в условиях расторжения государственного контракта до выполнения подрядчиком всех предусмотренных контрактом работ фактически привело к расходованию бюджетных средств в завышенном размере.
В рассмотренный проверяемый период отсутствовали действующие нормативные документы в сфере ценообразования в строительстве о применении среднего расчетного индекса-дефлятора, поэтому несостоятелен довод жалобы о целесообразности методики расчета, примененной ГКУ "Строитель". Авансирование выполненных работ по контракту генподрядчику не предусматривается (пункты 10.1, 10.2 контракта).
Не соблюдена предусмотренная пунктом 2.3.28 договора от 05.02.2018 N 75-02/д, явившегося основанием для получения и расходования заявителем бюджетных средств, государственного контракта от 09.07.2018 N 69 обязанность по обеспечению приемки и оплаты выполненных работ по ценам, соответствующим тому периоду, в который подрядчик обязан в соответствии с условиями контракта выполнить такие работы.
На основании изложенного, п.1 оспариваемого представления УФК по Амурской области не противоречит законодательству и соответственно не может нарушать права учреждения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 23.12.2019 по делу N А04-6748/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственному казенному учреждению Амурской области "Строитель" уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 16.01.2020 N 8 в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6748/2019
Истец: ГКУ "Строитель"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: ООО "Подрядчик"