г. Хабаровск |
|
21 сентября 2020 г. |
А24-7896/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Меркуловой Н.В.
при участии: от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": представитель не явился;
от управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 20.01.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020
по делу N А24-7896/2019
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668, адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10, далее - ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН 1164101057328, ИНН 4101177322, адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Солнечная, в/г 3, далее - Управление Росгвардии по Камчатскому краю, административный орган) от 25.07.2019 N 870/9-1613.
Решением суда от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого предписания положениям Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о безопасности).
ПАО "Камчатскэнерго", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт о признании оспариваемого предписания незаконным. Податель жалобы утверждает, что предписание от 25.07.2019 N 870/9-1613 незаконно возлагает на общество обязанность по выполнению дополнительных мероприятий, которые не предусмотрены паспортом безопасности и не устанавливались межведомственной комиссией. Как отмечает кассатор, в состав межведомственной комиссии, проводившей обследование объекта в сентябре 2018 года, входил представитель Управления Росгвардии по Камчатскому краю; между тем, нарушения пункта 165, подпунктов "д", "е" пункта 243 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458), выявлены лишь при проведении плановой проверки в июле 2019 года.
Отзыв не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли. ПАО "Камчатскэнерго" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Судами из материалов дела установлено, что в соответствии с планом проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год Управлением Росгвардии по Камчатскому краю в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" - Камчатские ТЭЦ.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 25.07.2019 N 870/9-1614 и вынесено предписание от 25.07.2019 об устранении выявленных нарушений N 870/9-1613, согласно которому ПАО "Камчатскэнерго" предписано в срок до 25.07.2020 устранить выявленные нарушения пункта 165, подпунктов "д", "е" пункта 243 Правил N 458, а именно:
в караульном помещении подразделения охраны станции ТЭЦ-2 оборудовать соответствующие комнату для чистки оружия, комнату для хранения оружия и боеприпасов, помещение пультовой технических средств охраны;
обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме по оперативному мониторингу абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);
обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме по прослушиванию записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, считая его незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал, установив наличие у ПАО "Камчатскэнерго" обязанности соблюдать требования Правил N 458.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
Законом о безопасности определены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067, принятым на основании части 4 статьи 6 Закона о безопасности, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы уполномочены, в том числе, проводить проверки объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом о безопасности.
Поскольку "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" - Камчатские ТЭЦ применительно к статье 2 Закона о безопасности является объектом топливно-энергетического комплекса и ему в установленном порядке присвоена средняя категория опасности (паспорт безопасности объекта, утвержденный 10.10.2018), суд округа находит верными и обоснованными выводы судов о наличии у Управления Росгвардии по Камчатскому краю полномочий на проведение плановой проверки и вынесение спорного предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613.
На основании требований части 1 статьи 6 Закона о безопасности обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, то есть физическими и юридическими лицами, владеющими на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона о безопасности требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Соответствующие требования определены Правительством Российской Федерации в Правилах N 458.
Материалами дела подтверждается, что Управлением Росгвардии по Камчатскому краю при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения Правил N 458, а именно: пункт 165, подпункты "д", "е" пункта 243.
Поскольку сами по себе обозначенные выше факты нарушений, допущенные применительно к объекту топливно-энергетического комплекса со средней категорией опасности, ПАО "Камчатскэнерго" не отрицаются, исходя из обязательности Правил N 458 для субъектов топливно-энергетического комплекса и необходимости обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, суд округа считает мотивированными и обоснованными выводы судов о законности спорного предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613, предписывающего устранить выявленные нарушения в срок до 25.07.2020.
В этой связи суды двух инстанции верно не усмотрели оснований для удовлетворения требования общества.
Кассатор, не соглашаясь с требованиями предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613, исходит исключительно из того, что вмененные ему нарушения не были обнаружены межведомственной комиссией при проведении ей в 2018 году анализа уязвимости объекта и составления по результатам акта обследования объекта, технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта.
Вместе с тем, вопреки доводам подателя жалобы, сами по результаты работы межведомственной комиссии по смыслу императивных положений статьи 7 Закона о безопасности не освобождают субъекты топливно-энергетического комплекса от выполнения и соблюдения Правил N 458. При этом суд округа учитывает, что в соответствии с пунктом 23 Правил N 458 объекты высокой и средней категории опасности обследуются межведомственной комиссией не реже одного раза в год; результаты плановой проверки могут быть учтены при очередном обследовании.
Доводы кассационной жалобы по существу основаны на неверном применении положений Закона о безопасности и Правил N 458, в связи с чем подлежат отклонению судом округа.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А24-7896/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением суда от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого предписания положениям Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о безопасности).
...
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067, принятым на основании части 4 статьи 6 Закона о безопасности, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы уполномочены, в том числе, проводить проверки объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом о безопасности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2020 г. N Ф03-3669/20 по делу N А24-7896/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3669/20
10.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1605/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7896/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7896/19