г. Владивосток |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А24-7896/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-1605/2020
на решение от 20.01.2020
судьи Д.В. Курмачева
по делу N А24-7896/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101177322, ОГРН 1164101057328)
о признании недействительным предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613,
при участии: стороны - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - Управление Росгвардии по Камчатскому краю, Управление) от 25.07.2019 N 870/9-1613.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что оценка мировым судьей обстоятельств, которые установлены в ходе судебного разбирательства по делу N 5-7327/19, не может быть принята арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела. Также судом неправомерно отклонена ссылка общества о том, что мероприятия, предписанные к выполнению оспариваемого предписания не в ходят в состав мероприятий, определенных межведомственной комиссией.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, общество письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В соответствии с Планом проведения Управлением Росгвардии по Камчатскому краю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год должностными лицами управления в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ.
По результатам указанной проверки должностными лицами Управления Росгвардии по Камчатскому краю составлен акт проверки от 25.07.2019 N 870/9-1614 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 25.07.2019 N 870/9-1613, согласно которому ПАО "Камчатскэнерго":
1. в срок до 25.07.2020 в караульном помещении подразделения охраны станции ТЭЦ-2 оборудовать соответствующие комнату для чистки оружия, комнату для хранения оружия и боеприпасов, помещение пультовой технических средств охраны;
2. в срок до 25.07.2020 обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме по оперативному мониторингу абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);
3. в срок до 25.07.2020 обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме по прослушиванию записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции.
Не согласившись с выданным предписанием от 25.07.2019 N 870/9-1613, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого суд первой инстанции отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ, Закон о безопасности объектов ТЭК).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о безопасности объектов ТЭК, пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), подпунктом 20 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Положение N 510), на Росгвардию возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067).
Пунктом 2 названных Правил определено, что мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта ТЭК, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК.
В силу пункта 3 Правил N 1067 осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
Из материалов дела следует, что должностными лицами управления в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 в соответствии с пунктом 2 плана проведения плановых проверок объектов ТЭК на 2019 год проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ.
По окончании проверки объекта в соответствии с пунктом 46 Правил N 1067 административным органом составлен акт проверки по установленной форме, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также в соответствии пунктом "а" статьи 53 указанных Правил выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Полномочия должностных лиц подразделений войск национальной гвардии на выдачу руководителям и должностным лицам организаций в ходе осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений установлены также частью 3 статьи 9 Закона N 226-ФЗ.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание от 25.07.2019 N 870/9-1613 вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.
Статьей 2 Закона N 256-ФЗ определено, что объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (пункт 9); безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (пункт 3).
Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 3 Закона N 256-ФЗ).
Под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (пункт 13 статьи 2 Закона N 256-ФЗ).
По правилам части 1 статьи 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 7 Закона о безопасности объектов ТЭК требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
При проведении категорирования учитывается, в том числе наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Закона о безопасности объектов ТЭК).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 8 Закона N 256-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 10.10.2018 на основании статьи 8 Закона N 256-ФЗ генеральным директором ПАО "Камчатскэнерго" утвержден паспорт безопасности объекта "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ, согласно которому данный объект относится к объектам ТЭК средней категории опасности.
Следовательно, общество является субъектом топливно-энергетического комплекса и обязано выполнять установленные требования по обеспечению безопасности указанного объекта ТЭК.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 458 уязвимым местом признается участок территории или периметра объекта, потенциально (с наибольшей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении этого объекта.
В силу пункта 54 данных Правил инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства путем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств.
Из материалов дела усматривается, что в ходе осуществления контрольных мероприятий по контролю обеспечения безопасности "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ, оформленных актом проверки от 25.07.2019 N 870/9-1614, административным органом, были выявлены нарушения обязательных требований Правил N 458.
В частности, управлением было установлено, что в нарушение пункта 165 данных Правил, а также приложения N 3 к данным Правилам, в караульном помещении подразделения охраны станции ТЭЦ-2 отсутствует комната для чистки оружия, помещение пультовой технических средств охраны, его размещение запланировано в комнате для инструктажа караула. Фактическая площадь комнаты для хранения оружия и боеприпасов (5,34 м2) не соответствует предъявляемым требованиям (9 м2);
в нарушение подпункта "д" пункта 243 Правил N 458 система оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);
в нарушение подпункта "е" пункта 243 Правил N 458 система оперативной связи станции ТЭЦ-2 в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;
При таких обстоятельствах у Росгвардии имелись основания для выдачи обществу предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613, содержащего в пунктах 1, 2, 3 требования о необходимости в срок до 25.07.2020 устранить выявленные нарушения.
Проверка исполнения данного предписания, оформленная актом проверки от 25.07.2019 N 870/9-1614, показала, что данный ненормативный правовой акт не исполнен и вышеуказанные нарушения устранены обществом лишь частично.
Учитывая, что данное обстоятельство подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для выдачи заявителю предписания от 25.07.2019 N 870/9-1613, возлагающего на общество обязанность устранить выявленные нарушения в соответствии с требованиями Правил N 458.
Соответственно оспариваемое предписание выдано заявителю при наличии на то правовых и фактических оснований.
Одновременно с этим следует отметить, что выявленный в ходе проведения в июле 2019 года факт неисполнения должностным лицом общества требований пункта 165, приложения N 3, подпунктов "д", "е" пункта 243 Правил N 458, отраженные в акте проверки от 25.07.2019 N 870/9-1614 послужили основанием для составления управлением 16.09.2019 протокола об административном правонарушении N 41 ОГК 04216091900009, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании которого постановлением мирового судьи судебного участка N8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 24.10.2019 по делу N 5-7327/19, директор общества привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Между тем, по смыслу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальный характер носят обстоятельства дела, а не выводы суда относительно установленных обстоятельств или норм материального права, в связи с чем утверждение заявителя жалобы, что указанные обстоятельства не имеют преюдициального значения для настоящего спора со ссылкой на вышеуказанный судебный акт коллегией отклоняется.
Ссылка общества на результаты обследования "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ, проведенного в сентябре 2018 года, не вошли мероприятия, предписанные к выполнению предписанием, коллегией не принимается, поскольку целью данного обследования являлось определение категории опасности объекта для внесения соответствующих сведений в паспорт безопасности объекта, а не определение уязвимых мест.
В свою очередь, анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляются иной специальной комиссией, действующей в рамках пунктов 23 - 27 Правил N 458.
Таким образом, сам по себе факт устранения обществом недостатков, указанных в акте обследования объекта ТЭК от 17.09.2018, не может свидетельствовать об устранении выявленных управлением нарушений в полном объеме.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, и что данный ненормативный правовой акт был выдан Росгвардией в пределах предоставленных ей полномочий, судебная коллегия считает, что предписание управления от 25.07.2019 N 870/9-1613, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2020 по делу N А24-7896/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по платежному поручению N 2772 от 30.01.2020
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-7896/2019
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3669/20
10.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1605/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7896/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7896/19