г. Хабаровск |
|
21 сентября 2020 г. |
А73-25047/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Захаренко Е.Н., Серга Д.Г.
при участии
от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края - представитель не явился;
от ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России - Червенко К.Г., представитель по доверенности от 08.07.2020 N 68;
от Минобороны России - Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 04.12.2018 N 207/4/19д;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.03.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020
по делу N А73-25047/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 1 224 768 руб. 73 коп.
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края (ОГРН 1134100000627, ИНН 4101996280, адрес: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пл.им.Ленина, 1; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, адрес: 680038, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, учреждение) 1 224 768 руб. 73 коп., составляющих 1 175 527 руб. 08 коп. долга за период с 01.03.2018 по 30.09.2019, 49 241 руб. 65 коп. пени за период с 01.07.2018 по 30.11.2019 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес: 119019, г.Москва, ул.Знаменка, 19; далее - Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, учреждение - ненадлежащий ответчик по делу, поскольку не является собственником спорных объектов. Содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности, определенным его уставом. Бюджетная смета ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не предусматривает средств на оплату взносов в фонд капитального ремонта, соответствующее финансовое обеспечение не выделяется.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, тогда как Минобороны России в своем отзыве изложило аналогичную учреждению позицию.
В судебном заседании представители учреждения и Минобороны России поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дав соответствующие пояснения; фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии распоряжением Правительства Камчатского края от 15.07.2013 N 326-РП, в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, создания системы финансирования капитального ремонта и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края" в организационно-правовой форме - фонд, основной целью которой является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае.
Согласно выпискам из ЕГРН ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления переданы помещения, расположенные по адресам: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Лукашевского, 10, кв. 1-58; г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ломоносова, 14/1, кв.1-43; Камчатский край, Елизовский район, п.Светлый, ул.Мира, 11, пом.1, 2, 3, 7, 8; Камчатский край, Елизовский район, п.Светлый, ул.Мира, 13, пом. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8; Камчатский край, Елизовский район, с.Южные Коряки, ул.Шоссейная, 9, кв.1; г.Петропавловск-Камчатский, ул.Пограничная, 35/2, кв. п.42-68, 1-65 а, б, 1-60 а, б, 1-72 а, б, 1-60а,б.
На основании постановления Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.06.2014 N 1394 фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых находятся помещения ответчика, формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края.
В адрес ответчика выставлены счета; в период с 01.03.2018 по 30.09.2019 ответчик установленную законом обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД не исполнил, оплату счетов не произвел. В связи с просрочкой оплаты ответчику начислены пени за период с 01.07.2018 по 30.11.2019.
29.04.2019 ответчику направлена претензия N 02/2610-2019 с требованием оплаты взносов на капитальный ремонт, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие задолженности, фонд обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
При разрешении спора суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статей 210, 216, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у ответчика обязанности уплатить взносы на капитальный ремонт в заявленном размере.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Бремя содержания имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возложено на собственника такого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 указанной статьи собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
Как установили суды (с учетом опубликования региональной программы капитального ремонта), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края, возникла с 01.06.2014.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии на стороне учреждения как обладателя права оперативного управления в отношении помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах, обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем удовлетворили требования истца в полном размере (с учетом уточнения иска).
Суд округа не принимает доводы кассатора о том, что учреждение - ненадлежащий ответчик по делу, поскольку факт владения имуществом на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России не оспаривался и подтвержден приобщенными к материалам дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также судом округа не признаны убедительными ссылки кассатора на не отнесение содержания объектов к основным видам деятельности учреждения и отсутствие финансирования на данные цели, поскольку не исключают обязанности лица по уплате взносов на капитальный ремонт в силу закона.
Довод ответчика об отсутствии оснований для возложения на учреждение бремени содержания имущества по адресу: с.Южные Коряки, ул.Шоссейная, 9, ввиду отсутствия государственной регистрации его права на этот объект до 2019 года, отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам настоящего дела. Кроме того, судом округа учтено, что задолженность по указанному объекту предъявлена истцом за период с 01.03.2019 по 30.09.2019.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений или неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба учреждения - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А73-25047/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
...
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2020 г. N Ф03-3619/20 по делу N А73-25047/2019