г. Хабаровск |
|
04 июня 2020 г. |
А73-25047/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Фонда капремонта МКД Камчатского края: представитель не явился;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Червенко К.Г., представитель по доверенности от 30.07.2019 N 142;
от Министерства обороны России: Хилинский В.Д., представитель по доверенности от 04.12.2018 N 207/4/26д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.03.2020
по делу N А73-25047/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края (ОГРН 1134100000627, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск)
о взыскании 1 224 768,73 руб.
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края (Фонд капремонта МКД Камчатского края) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) 1 224 768,73 руб., составляющих: долг - 1 175 527,08 руб. за период с 01.03.2018 по 30.09.2019, пени - 49 241,65 руб. за период с 01.07.2018 по 30.11.2019 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования мотивированы наличием задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Решением от 05.03.2020 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ считает судебный акт считает судебный акт подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.
В обоснование указано на отсутствие доказательств принадлежности ответчику спорных объектов; содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности учреждения, исходя из чего бюджетная система учреждения не предусматривает средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, финансовое обеспечение из федерального бюджета на такие расходы не выделяется.
В отзыве на апелляционную жалобу Минобороны России поддержало доводы жалобы, ссылаясь, кроме того, на не направление в адрес ответчика платежных документов на оплату взносов на капремонт.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Позиция ответчика поддержана представителем Минобороны России.
Фонд капремонта МКД Камчатского края, извещенный в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения ответчика и третьего лица, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
В соответствии Распоряжением Правительства Камчатского края от 15.07.2013 N 326-РП, в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, создания системы финансирования капитального ремонта и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края" в организационно-правовой форме - фонд.
Основной целью деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае.
Согласно выпискам из ЕГРН ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ на праве оперативного управления переданы помещения, расположенные по адресам: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 10, кв. 1-58; г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ломоносова, д. 14/1, кв. 1-43; Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 11, пом. 1, 2, 3, 7, 8; Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 13, пом. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8; Камчатский край, Елизовский район, с. Южные Коряки, ул. Шоссейная, д. 9, кв. 1; г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 35/2, кв. п.42-68, 1-65 а, б, 1-60 а, б, 1-72 а, б, 1-60а,б.
На основании Постановления Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.06.2014 N 1394 фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых находятся помещения ответчика, формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края.
В адрес ответчика выставлены счета (т.1 л.д.42-169, т.2 л.д.2-174).
В период с 01.03.2018 по 30.09.2019 ответчик установленную законом обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД не исполнил, оплату счетов не произвел.
В связи с просрочкой оплаты ответчику начислены пени за период с 01.07.2018 по 30.11.2019.
29.04.2019 ответчику направлена претензия N 02/2610-2019 с требованием оплаты взносов на капитальный ремонт, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие задолженности, истец обратился с настоящим иском в суд (с учетом уточнения требований).
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его
возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Указанная обязанность возникла у лица силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
На основании статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ).
С учетом опубликования Программы, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края, возникла с 01.06.2014.
Если собственники помещений не приняли решение об установлении размера такой платы, ее размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).
Размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Камчатского края, установлен:
- на 2018 год - постановлением Правительства Камчатского края от 29.09.2014 N 413-П;
- на 2019 год - постановлением Правительства Камчатского края от 04.09.2018 N 356-П. В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
По уточненному расчету истца задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за общий период с 01.03.2018 по 30.09.2019 составила 1 175 527,08 руб., в том числе:
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 10, кв. 1-58 (за период с 01.07.2018 по 30.09.2019),
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ломоносова, д. 14/1, кв. 1-43 (за период с 01.03.2019 по 30.09.2019).
- Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 11, пом. 1, 2, 3, 7, 8 (за период с 04.09.2018 по 30.09.2019),
- Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 13, пом. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 (за период с 04.09.2018 по 30.09.2019),
- Камчатский край, Елизовский район, с. Южные Коряки, ул. Шоссейная, д. 9, кв. 1 (за период с 01.03.2019 по 30.09.2019),
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 35/2, кв. п.42-68, 1-65а, б, 1-60а,б, 1-72а, б, 1-60а, б (за период с 01.03.2018 по 30.09.2019).
Расчет долга произведен, исходя из выписок из ЕГРН, по жилым помещениям, расположенным в г. Петропавловске-Камчатском, п. Светлом и с. Южные Коряки Елизовского района Камчатского края, исходя из периода принадлежности квартир ответчику, в соответствии с лицевым счетами, с указанием площади жилых помещений.
Доказательств оплаты долга материалы дела не содержат.
Учитывая указанные выше нормы права, взыскание задолженности в заявленной сумме, при отсутствии доказательств оплаты, является обоснованным.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании пени в сумме 49 241,65 руб.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
На основании части 14.1. статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно уточненному расчету истца неустойка составила 49 241,65 руб., в том числе:
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 10, кв. 1-58 (за период с 01.07.2018 по 30.11.2019),
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ломоносова, д. 14/1, кв. 1-43 (за период с 31.08.2019 по 30.11.2019),
- Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 11, пом. 1, 2, 3, 7, 8 (за период с 01.12.2018 по 30.11.2019),
- Камчатский край, Елизовский район, п. Светлый, ул. Мира, д. 13, пом. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 (за период с 01.12.2018 по 30.11.2019),
- Камчатский край, Елизовский район, с. Южные Коряки, ул. Шоссейная, д. 9, кв. 1 (за период с 31.07.2019 по 30.11.2019),
- г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 35/2, кв. п.42-68, 1-65а, б, 1-60а,б, 1-72а, б, 1-60а, б (за период с 03.03.2019 по 30.11.2019).
Учитывая доказанность факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт, предъявление требования о взыскании неустойки является обоснованным.
Указанная сумма правомерно взыскана в пользу истца, в отсутствие оснований для применения статей 333 и 401 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств принадлежности ответчику спорных объектов опровергается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела (т.3 л.д.10-73, 96-133, т.4 л.д.1-86, 142-191, т.5 л.д.1-66).
Доводы жалобы о том, что содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности учреждения, определенных Уставом, в связи с чем возложение обязанности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта многоквартирных домов не входит в полномочия ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ; бюджетная система учреждения не предусматривает средства на оплату взносов в фонд капремонта МКД, подлежат отклонению, поскольку не освобождают ответчика от обязанности как собственника помещений вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Довод Минобороны России об отсутствии доказательств направления платежных документов (счетов) не может быть принят во внимание, учитывая установленную законом обязанность собственника по внесению взносов на капитальный ремонт, минимальный размер которых установлен постановлениями Правительства Камчатского края от 29.09.2014 N 413-П, от 04.09.2018 N 356-П.
Кроме того, в материалы дела представлены счета (т.1 л.д.42-169, т.2 л.д.2-174).
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В этой связи решение отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2020 по делу N А73-25047/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-25047/2019
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края
Ответчик: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казённое учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ