г. Хабаровск |
|
05 октября 2020 г. |
А51-22476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.,
при участии:
от Владивостокской таможни - Партакевич И.А., представитель по доверенности от 07.09.2020 N 78;
от общества с ограниченной ответственностью "ВлПримус" - Шашина С.В., представитель по доверенности б/н от 26.11.2018;
рассмотрев в онлайн - заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020
по делу N А51-22476/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21А)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВлПримус" (ОГРН 1152543018836, ИНН 2543080404, адрес: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 7, оф. 503)
о взыскании утилизационного сбора и пени
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - истец, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "ВлПримус" (далее - общество, декларант) о взыскании утилизационного сбора в размере 355 500 руб. и пени в размере 56 311,20 руб.
Решением суда от 21.01.2020, требования таможенного органа удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 (с учетом дополнительного постановления от 26.06.2020, вынесенного в порядке статьи 178 АПК РФ) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано, c таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. и 15 000 руб. за оплату услуг представителя.
Таможенный орган, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Таможня в жалобе и её представитель посредством участия в онлайн судебном заседании суда округа, выражали несогласие с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания утилизационного сбора с общества. Настаивают, что задекларированный по спорной декларации товар - "рама грузового автомобиля б/у" является равнозначным понятию "шасси транспортного средства", и поэтому в соответствии со статьёй 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) декларант обязан уплатить утилизационный сбор.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы таможни отклонили, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что в 2017 году обществом на территорию России по ДТ N 10702030/300617/0055094 (далее - ДТ N 55094, декларация) ввезен товар: "части и принадлежности моторных транспортных средств: рама грузового автомобиля с установленным кузовом и элементами ходовой части на колесах, б/у, изготовитель TOYOTA N LY152-0002438, 2010 года выпуска", код ТНВЭД ЕАЭС 8708 9997 09, который был помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Товар выпущен в соответствии с заявленной процедурой 30.06.2017.
После выпуска товаров в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, таможней в отношении общества проверка документов и сведений
В ходе контрольных мероприятий таможня установила, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенную раму транспортного средства по спорной декларации не осуществлялась.
Письмом от 06.09.2019 N 25-35/36328 таможня направила в адрес общества уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора до 30.09.2019.
Поскольку утилизационный сбор в добровольном порядке обществом уплачен не был, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции согласился с доводами таможенного органа о том, что ввезенный по ДТ N 55094 товар представляет собой "шасси", в связи с чем, у декларанта возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае обязанность по уплате утилизационного сбора у декларанта не возникла, потому что спорный товар ввезен в Российскую Федерацию в качестве частей транспортного средства, не пригоден для самостоятельной эксплуатации в качестве транспортного средства.
Суд округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, который в данном случае принял во внимание следующее.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбор" (далее - Постановление N 1291, Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил (в редакции периода ввоза товара) утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением N 1291.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 7 Правил на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
На бланке паспорта, оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
Согласно пункту 8 Правил отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или паспорте (его дубликате) в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 принят технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011, Технический регламент).
Пунктом 1 Общих положений ТР ТС 018/2011 установлено, что настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 2 Общих положений ТР ТС 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1.
В приложении N 1 определено, что объектом регулирования являются, в том числе "транспортные средства, используемые для перевозки грузов -автомобили грузовые и их шасси, Категория N".
В соответствии с определениями и терминами, применяемыми для целей настоящего регламента и данными в пункте 6 раздела II Технического регламента, "транспортное средство" - это устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем; "шасси" - это устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства; "самоходное шасси" - шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении.
В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - Постановление N 477) одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.
Постановлением N 477 установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Пунктом 2 Постановления N 477 закреплено, что паспорта транспортных средств выдаются, в том числе таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
Таким образом, по верным выводам апелляционного суда, утилизационный сбор уплачивается за колесные транспортные средства, предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и шасси, которые могут участвовать в дорожном движении, лицом, которое осуществило ввоз транспортного средства (шасси) в Российскую Федерацию в связи с тем, что транспортное средство (шасси) после окончания эксплуатации потребуют несения соответствующих затрат на утилизацию.
При этом эксплуатация транспортного средства (шасси) в законном порядке предполагает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, что осуществляется в силу Постановления N 477 посредством обязательного получения паспорта транспортного средства (шасси), выданного таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Иными словами уплата утилизационного сбора предполагает получение (выдачу) паспорта транспортного средства (шасси).
Вместе с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС, действующего в период декларирования товара, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой согласно подпункту 5 пункта 2 указываются основные сведения о товаре, в том числе в кодированном виде: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Аналогичные положения закреплены в статье 89, 104, 105, 106 ТК ЕАЭС.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что ввезенный обществом товар описан в графе 31 декларации как - "части и принадлежности моторных транспортных средств: рама грузового автомобиля с установленным кузовом и элементами ходовой части на колесах, весом 500 кг". Согласно графе 33 при таможенном декларировании товар классифицирован в подсубпозиции 8708 999709 "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701- 8705: - части и принадлежности прочие: - прочие: - прочие: - прочие: - прочие: - прочие".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в которой к группе 87 отнесены "средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части принадлежности".
Отдельной группой классифицированы товары наименованием "шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705" ((группа 8701- тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709); группа 8702 моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более; группа 8703-автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей; группа 8704- моторные транспортные средства для перевозки грузов)).
К группе 8708, указанной обществом в декларации в отношении ввезенного товара, относятся "части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705", и в частности подгруппа 8708 99 970---- прочие.
Из материалов дела не усматривается, таможней не оспаривалось, что классификационный код спорного товара при его ввозе и до настоящего времени таможенным органом под сомнение не поставлен. Доказательств выдачи (получения) на спорный товар паспорта шасси не представлено.
При установленных фактических обстоятельствах данного дела, суд апелляционной инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что поскольку обществом были ввезены части транспортного средства, и возможность их самостоятельной эксплуатации в качестве полноценного транспортного средства (шасси) таможенным органом не доказана, законность требований таможенного органа об уплате утилизационного сбора за спорный товар в данном случае, не подтверждена.
Приведенные таможней в кассационной жалобе доводы правильных выводов суда не опровергают, а лишь свидетельствуют о несогласии с той оценкой фактических обстоятельств спора, которые дал суд апелляционной инстанции в данном конкретном деле, что основанием для отмены судебного акта являться не может.
Поскольку судом апелляционной инстанции правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебного акта, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а постановление - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 (с учетом дополнительного постановления от 26.06.2020) по делу N А51-22476/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления N 477 закреплено, что паспорта транспортных средств выдаются, в том числе таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
Таким образом, по верным выводам апелляционного суда, утилизационный сбор уплачивается за колесные транспортные средства, предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и шасси, которые могут участвовать в дорожном движении, лицом, которое осуществило ввоз транспортного средства (шасси) в Российскую Федерацию в связи с тем, что транспортное средство (шасси) после окончания эксплуатации потребуют несения соответствующих затрат на утилизацию.
При этом эксплуатация транспортного средства (шасси) в законном порядке предполагает допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, что осуществляется в силу Постановления N 477 посредством обязательного получения паспорта транспортного средства (шасси), выданного таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
...
Вместе с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС, действующего в период декларирования товара, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой согласно подпункту 5 пункта 2 указываются основные сведения о товаре, в том числе в кодированном виде: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Аналогичные положения закреплены в статье 89, 104, 105, 106 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2020 г. N Ф03-3694/20 по делу N А51-22476/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3694/20
26.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1414/20
10.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1414/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-22476/19