г. Хабаровск |
|
19 октября 2020 г. |
А24-8390/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи В.А. Гребенщиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, С.И. Гребенщикова
при участии:
представители сторон в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Усть-Камчатского муниципального района
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020
по делу N А24-8390/2019
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению администрации Усть-Камчатского муниципального района
об обязании агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края исключить из Государственного лесного реестра сведения о наличии на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района лесов площадью 5015 га
УСТАНОВИЛ:
администрация Усть-Камчатского муниципального района (ОГРН 1024101221484, ИНН 4109001955, адрес: 684415, Камчатский край, п. Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября, 24; далее - администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об обязании агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ОГРН 1114101003708, ИНН 4101145761, адрес: 683006, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 18; далее - агентство, уполномоченный орган) исключить из Государственного лесного реестра (ГРЛ) сведения о наличии на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района лесов площадью 5015 га в срок до 01.04.2020.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 23.01.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 указанное решение от 23.01.2020 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, администрация просит апелляционное постановление от 03.07.2020 отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции от 23.01.2020 оставить в силе.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об обстоятельствах, которые послужили основанием для обращения в суд с настоящим требованием и указывает на то, что согласно сведениям, содержащимся в ГЛР, площадь лесов, расположенных в границах населенных пунктов, входящих в состав Усть-Камчатского муниципального района, составляет 5015 га и равна площади населенных пунктов, входящих в состав данного муниципального района, что не может соответствовать действительности, поскольку в границах населенных пунктов имеются застроенные территории, которые не покрыты лесом. Перепиской между сторонами подтверждается отсутствие информации о площадях лесов в границах населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, а также отсутствие документов, подтверждающих содержащиеся в реестре сведения о границах лесов на землях населенных пунктов, в том числе отсутствие материалов изысканий, натурных обследований, картографических данных, правоустанавливающих и иных документов. Полагает, что запрашиваемые судом документы обязан был представить именно ответчик.
Агентством представлен отзыв, в котором выражена просьба постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность апелляционного постановления от 03.07.2020 с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
По материалам дела установлено, в соответствии с Законом Камчатской области от 17.12.2004 N 236 "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Усть-Камчатского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения" на территории Усть-Камчатского муниципального района образованы с наделением статуса поселения следующие муниципальные образования: Усть-Камчатское сельское поселение, включающее поселок Усть-Камчатск, административный центр поселения и село Крутоберегово; Ключевское сельское поселение, включающее поселок Ключи, административный центр поселения; Козыревское сельское поселение, включающее поселок Козыревск, административный центр поселения и село Майское.
По состоянию на 01.01.2007 в сведениях о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма N 22-2), подготовленных управлением Роснедвижимости по Камчатской области, общая площадь земель поселений на территории Усть-Камчатского муниципального района составляет 5015 га, из них 1467 га лесных площадей, покрытых лесами.
В свою очередь, согласно выписке из ГЛР от 24.07.2019 N 279-07-2019 общая площадь о лесах, расположенных на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, составила 5015 га. При этом по сведениям о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд на территории лесхоза Ключевской, площадь лесов, расположенных на землях городских поселений, составила 1076 га.
Аналогичная информация по лесхозу Козыревский в соответствующих сведениях отражена не была.
Письмом от 11.02.2019 N 03-579 во исполнение пункта 6 Протокола заседания рабочей группы по вопросам организации работ в целях обеспечения установления границ лесничеств (лесопарков) на землях Камчатского края от 30.10.2018 N 1, агентство сообщило его участникам информацию согласно полученному ответу Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2018 N АВ-03-27/22178 о том, что внесение (исключение, исправление) изменений в сведения, содержащиеся в ГЛР, возможно только на основании документов, предусмотренных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации и ее изменение", в том числе судебных актов. В этой связи, учитывая, что в сведениях ГЛР содержится информация о лесах, расположенных на землях населенных пунктов на территории, в том числе Усть-Камчатского муниципального района (5015 га), предложило провести мероприятия по исключению из ГЛР сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в судебном порядке либо путем установления границ городских лесов в указанных площадях.
Письмом от 28.06.2019 N 03-2680 агентство уведомило администрацию о наличии в ГЛР сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, площадью 5015 га и об отсутствии сведений о площади лесов в разрезе населенных пунктов, а также пояснило, что площадь лесов, расположенных на землях городских поселений (городские леса), была отражена по состоянию на 01.01.2007 только по Ключевскому лесхозу в размере 1076 га, который наравне с Козыревским опытным лесхозом был включен в границы создаваемого Ключевского лесничества.
В ответ письмом от 16.07.2019 N 2296 орган местного самоуправления указал на невозможность установления границ городских лесов на территориях населенных пунктов, входящих в состав Усть-Камчатского муниципального района, поскольку городские леса могли располагаться только на территории поселка Ключи, площадь которого составляет 2123 га, ранее имевшего статус города, и об отсутствии сведений и материалов, подтверждающих наличие лесных земель на иных территориях населенных пунктов.
На запрос администрации (письмо от 29.07.2019) относительно сведений о государственном кадастровом учете лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, площадью 1467 га, согласно сведениям ЕГРН, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в письме от 22.08.2019 N 24-39/20681 сообщило о том, что в его отчетах имеются сведения о площади городских лесов, расположенных на территории населенного пункта Ключи - 1076 га и на территории с. Майское - 391 га, информация о городских лесах в других населенных пунктах района в орган регистрации прав не передавалась.
Впоследствии администрация обратилась к агентству с заявлением от 23.09.2019 N 2972 с просьбой предоставить информацию, на основании каких документов в ГЛР были внесены сведения о лесах площадью 5015 га на территории земель населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, о наличии/отсутствии ошибки в ГЛР относительно площади лесов на территории муниципального района, об исключении из ГЛР сведений о лесах на землях населенных пунктов площадью 5015 га и о внесении в ГЛР сведений о лесах на землях населенных пунктов площадью 1076 га.
Письмом от 25.09.2019 N 03-3885 уполномоченный орган ответил, что при внесении сведений в ГЛР могла быть допущена ошибка в части внесения сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, устранение которой должно осуществляться на основании документов, предусмотренных Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
Учитывая, что необходимые документы администрацией не представлены, а генеральные планы муниципальных образований содержат сведения о рекреационных зонах, в пределах которых могут находиться городские леса, уполномоченный орган отказал в исключении сведений о лесах из ГЛР площадью 5015 га, расположенных на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района.
Полагая, что имеется необходимость в устранении противоречий в сведениях ЕГРН и сведений ГЛР, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу о том, что содержащиеся в ГЛР сведения о наличии лесов площадью 5015 га в отсутствие документов, подтверждающих содержащиеся в реестре сведения о границах лесов на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района, не могут быть признаны достоверными, в результате чего удовлетворил заявленное требование.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд, повторно рассматривая дело, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) государственный лесной реестр является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, который ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 9 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 15.01.2019 N 10 утвержден Порядок ведения ГЛР (далее - Порядок).
Приказом Минприроды от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение (далее - Перечень).
Пунктом 12 Порядка определено, что изменение документированной информации, внесенной в ГЛР, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
В пункте 13 названного Порядка указано, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Перечня закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
Основанием для оформления данного акта и внесения в него документированной информации является первичная документации, приведенная в пункте 2.2 Перечня, в частности, решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 2.2.3), лесоустроительная документация (пункт 2.2.9), судебные акты (пункт 2.2.10).
В пункте 4.3 Перечня отражено, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Между тем, как отмечено судом апелляционной инстанции, администрация при обращении в агентство с заявлением от 23.09.2019 N 2972 об исключении сведений из ГЛР, а также при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию не составляла, уполномоченный орган для натурного обследования и составления акта не вызывала, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, органом местного самоуправления процедура определения количества лесного фонда, находящегося на территории Усть-Камчатского муниципального района, проведена не была, процедура внесения изменений в документированную информацию ГЛР, предусмотренная законом, не соблюдена.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Перечня к решениям органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, являющимися основанием для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются решения об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Соответственно изменение границ населенного пункта в установленном законом порядке путем утверждения генерального плана поселения может повлечь изменение площади городских лесов, что будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в ГЛР.
В соответствии с пунктом 20 части 1, части 4 статьи 14 статьи Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" утверждение генеральных планов сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
По смыслу пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В этой связи, апелляционным судом констатировано, что запрашиваемые выписки из генеральных планов муниципальных образований, входящих в состав Усть-Камчатского муниципального района, с указанием территориальных зон каждого муниципального образования и отображением земель населенных пунктов в пределах границ сельских поселений; а также документы, свидетельствующие об отсутствии наложения границ лесничеств и границ населенных пунктов на территории муниципального района, не представлены.
Принимая во внимание отсутствие правовых оснований ввиду недоказанности со стороны администрации обстоятельств для исключения из ГЛР сведений о наличии на землях населенных пунктов Усть-Камчатского муниципального района лесов площадью 5015 га, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы представляют собой сформированную позицию, высказанную в ходе судебного разбирательства по делу, которая являлась предметом анализа суда апелляционной инстанции, ей дана надлежащая мотивированная оценка, иных аргументов, способных повлиять на итоговый результат спора, не заявлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционным судом не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А24-8390/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 20 части 1, части 4 статьи 14 статьи Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" утверждение генеральных планов сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
По смыслу пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2020 г. N Ф03-3048/20 по делу N А24-8390/2019