г. Хабаровск |
|
15 декабря 2020 г. |
А16-1346/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Восток": Рыжков А.В., представитель по доверенности б/н от 20.04.2020;
от Управления лесами Правительства Еврейской автономной области: Запрягаев Р.Н., представитель по доверенности от 09.11.2020 N 95;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами Правительства Еврейской автономной области
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020
по делу N А16-1346/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 1187901001177, ИНН 7901549800, адрес: 679016, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Дзержинского, 20а, оф. 3)
к Управлению лесами Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1107901000063, ИНН 7901535607, адрес: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Советская, 111)
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - ООО "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Еврейской автономной области (далее - управление лесами, административный орган) по делу об административном правонарушении от 06.04.2020 N 66, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 09.07.2020 в удовлетворении заявления ООО "Восток" отказано по мотиву необоснованности требований.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 решение суда отменено, постановление управления лесами признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное обществом правонарушение, составляющий два месяца, на момент принятия оспариваемого постановления истек, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является безусловным и самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В кассационной жалобе управление лесами просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции. Приводит доводы об ошибочности вывода апелляционного суда о том, что датой обнаружения административного правонарушения является 30.01.2020. Полагает, что датой обнаружения является 13.02.2020, поэтому на момент привлечения общества к административной ответственности срок давности не истек.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, работниками Октябрьского филиала ОГКУ "Лесничество ЕАО" и служащими управления при проведении патрулирования лесов, в квартале 120 (выдел 3) Самарского участкового лесничества Октябрьского лесничества, выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно использование обществом лесного участка площадью 0,0975 га и 0,628 га для размещения на нем искусственного канала для отвода русла ручья Горевой и устройства отстойного карьера для разработки полезных ископаемых без оформления договора аренды лесного участка.
Усмотрев в выявленном факте нарушение статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), выразившееся в самовольном занятии обществом земельного участка, должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 13.02.2020 N 2/Ок об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
06.04.2020 управлением вынесено постановление N 66 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что постановление не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 7.9 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Осуществление полномочий Российской Федерации, связанных с предоставлением в пределах земель лесного фонда Еврейской автономной области лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование возложено на управление (пункт 1 статьи 83 Лесного кодекса).
Исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что общество самовольно заняло лесной участок, судебные инстанции пришли к выводу о нарушении обществом статей 9, 71 Лесного кодекса, что образует событие административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ.
Проверяя наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что обществом не были приняты достаточные меры по соблюдению установленных лесным законодательством Российской Федерации требований, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля общества, не выявлено.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
При этом суд апелляционной инстанции счел, что в данном случае не соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Выводы апелляционного суда являются правильными.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 этой же правовой нормы).
Из оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 06.04.2020 и протокола от 13.02.2020 об административном правонарушении усматривается, что дата обнаружения вменяемого обществу правонарушения - 13.02.2020.
Между тем, обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, свидетельствуют о том, что факт нарушения лесного законодательства в отношении общества выявлен 30.01.2020 в результате проведения мероприятий патрулирования территории лесного фонда, что подтверждается телефонограммой от 30.01.2020, в которой сообщается о необходимости прибытя представителя общества в филиал Октябрьского лесничества ЕАО для выезда на место обнаруженного лесонарушения и извещением от 30.01.2020 заместителя директора ОГКУ "Лесничество ЕАО" о выявленном в ходе патрулирования лесного фонда лесонарушении в указанном квартале (л.д. 51, 46).
В данном случае, как верно указано судом второй инстанции, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, на момент вынесения административным органом постановления от 06.04.2020 истек.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, сделав обоснованный вывод о том, что постановление от 06.04.2020, которым общество привлечено к административной ответственности, принято за пределами срока давности, правомерно отменил решение суда первой инстанции, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление управления.
Выводы апелляционного суда в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность выводов апелляционного суда не опровергают; направлены на переоценку фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьёй 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А16-1346/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 06.04.2020 и протокола от 13.02.2020 об административном правонарушении усматривается, что дата обнаружения вменяемого обществу правонарушения - 13.02.2020.
Между тем, обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, свидетельствуют о том, что факт нарушения лесного законодательства в отношении общества выявлен 30.01.2020 в результате проведения мероприятий патрулирования территории лесного фонда, что подтверждается телефонограммой от 30.01.2020, в которой сообщается о необходимости прибытя представителя общества в филиал Октябрьского лесничества ЕАО для выезда на место обнаруженного лесонарушения и извещением от 30.01.2020 заместителя директора ОГКУ "Лесничество ЕАО" о выявленном в ходе патрулирования лесного фонда лесонарушении в указанном квартале (л.д. 51, 46).
В данном случае, как верно указано судом второй инстанции, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, на момент вынесения административным органом постановления от 06.04.2020 истек.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2020 г. N Ф03-4976/20 по делу N А16-1346/2020