г. Хабаровск |
|
19 января 2021 г. |
А51-1049/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.,
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания": Яскина Е.С., представитель по доверенности б/н от 16.11.2020я;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель не явился;
от третьего лица: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания"
на решение от 25.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020
по делу N А51-1049/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: Медведева Оксана Владимировна
о признании незаконным и отмене постановления; о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Территориальная Энергосетевая Компания" (ОГРН 1132508001097, ИНН 2508113752, адрес: 115114, г. Москва, проезд 2-й Павелецкий, д. 5, строение 1, эт. 3, пом. V, ком. 10, далее - ООО "ТЭСК", сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2, далее - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 19.12.2019 N 025/04/9.21-730/2019 и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 19.12.2019 N 025/04/9.21-730/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Медведева Оксана Владимировна.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, заявление удовлетворено частично, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление антимонопольного органа в части размера административного штрафа, превышающего 120 000 руб., в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "ТЭСК" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности вменяемых юридическому лицу действий, произошедших до 18.12.2018 включительно. Настаивает, что, так как данные действия не являются длящимися правонарушениями, суды должны были исключить из состава вменяемого правонарушения в связи с истечением срока давности все действия и бездействия, совершенные до 18.12.2018 включительно. Полагает, что нарушен процессуальный порядок рассмотрения дела в УФАС по Приморскому краю, а именно порядок вызова на составление протокола по делу об административном правонарушении, а также порядок административного расследования. Считает, что административное расследование фактически не проводилось, так как антимонопольный орган не указал каким образом проведено административное расследование, а также какие факты установлены в его результате. Отмечает, что договора высланный заявителю в ноябре и декабре 2018 года - это договор, который был рассчитан по ставкам, а не по индивидуальному тарифу. В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанции, вменяя несогласие с требованием заявителя о внесении изменений в договор, неправильно установили обстоятельства дела. При этом указывает, что цена является существенным условием договора на технологическое присоединение и должна рассчитываться обязательно по ставкам Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент), а соответственно могла быть рассчитана только в соответствии с требованиями нормативных актов. К материалам дела приобщен расчет платы, произведенный на основании постановления Департамента, действовавшего в 2018 году, от 26.12.2017 N 76/2. Обращает внимание суда на то, что именно ООО "ТЭСК" самостоятельно направило два запроса в Департамент, так как УФАС по Приморскому краю не совершало никаких действий в рамках административного расследования. В связи с направлением данных запросов, ООО "ТЭСК" просило перенести рассмотрение дела, однако получило отказ, тем самым существенно нарушены нормы процессуального права, а именно не предоставлено право на истребование и предоставление доказательств в административный орган. Полагает, что Департамент в связи с неполной информацией предоставленной Медведевой О.В. посчитал, что заявка аннулирована сетевой организацией в 2018 году, но это не соответствует действительности, поскольку на момент рассмотрения обращения в январе 2019 года заявка являлась действующей. Дополнительно отмечает, что заявка была аннулирована, так как заявитель не выслал подписанный экземпляр договора в адрес сетевой организации. Указывает, что ООО "ТЭСК" не имело права изменять ни дату договора, ни его цену.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Приморскому краю просит решение от 25.08.2020 и постановление от 03.11.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭСК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.03.2018 Медведева О.В. (далее - заявитель) направила в адрес ООО "ТЭСК" заявку на увеличение мощности электроустановок, расположенных по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Лебяжья, 31, с пакетом приложенных документов, указав, что максимальная мощность ЭПУ (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, в том числе; максимальная мощность присоединяемых ЭПУ составляет 20 кВт при напряжении 0,4 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ; категория надежности ЭПУ - 3.
На протяжении с 21.03.2018 по 21.06.2018 между сторонами велась переписка, по итогу которой, ООО "ТЭСК" письмом от 21.06.2018 N 704 сообщило Медведевой О.В. о том, что документы по заявке на технологическое присоединение находятся на стадии обработки и будут направлены в Департамент с целью утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному тарифу.
ООО "ТЭСК" 23.07.2018 направило в адрес Департамента письмо N 824 с проектом договора и пакетом документов с целью установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, обосновав отсутствие технической возможности технологического присоединения объекта.
Департамент письмом от 30.07.2018 и в последствие письмом от 12.09.2018 возвратил ООО "ТЭСК" пакет документов по вопросу установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении заявителя Медведевой О.В., указав, что включение в состав платы за технологическое присоединение ЭПУ заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, не допускается.
Письмом от 12.09.2018 N 27/3174 Департамент в очередной раз возвратил ООО "ТЭСК" без исполнения пакет документов об установлении платы за технологическое присоединение ЭПУ по индивидуальному проекту для Медведевой О.В., указав на неоднократность обращений и уведомлений сетевой организации о причинах возврата документов.
ООО "ТЭСК" 16.11.2018 письмом N 1437 направило в адрес Медведевой О.В. договор на технологическое присоединение от 20.07.2018 N 07-16-171/18, по условиям которого плата за технологическое присоединение по договору составляет 65 951,85 руб.
В связи с тем, что указанное письмо Медведевой О.В. не получено и возвращено, ООО "ТЭСК" 26.12.2018 повторно направило письмо в адрес представителя Медведевой О.В. - Борисовой Е.В., которое получено 09.01.2019.
Медведева О.В., не согласившись с платой за технологическое присоединение по договору, обратилась в Департамент с заявлением на предмет обоснованности определенной в нем суммы оплаты.
Письмом от 06.02.2019 N 27огр/26 Департамент сообщил, что установленная ООО "ТЭСК" плата по договору в размере 65951,85 руб. является необоснованной; в зависимости от способа расчета, стоимость по договору должна составлять 23 651,60 руб. или 26 151,20 руб. соответственно. Также указано, что на момент повторного направления в адрес заявителя договора, он являлся недействующим.
Медведева О.В. 08.02.2019 возвратила в адрес ООО "ТЭСК" договор N 07-16-171/18, предложив внести в него изменения в части даты заключения и платы за технологическое присоединение, приложив ответ Департамента, а также заявку на технологическое присоединение от 09.02.2019, тождественную заявке от 14.03.2018. Указанное обращение получено сетевой организацией 13.02.2019.
ООО "ТЭСК" письмом от 15.02.2019 N 182 уведомило заявителя о том, что для получения технических условий на технологическое присоединение необходимо представить пакет документов, который Медведева О.В. письмом от 26.02.2019 в очередной раз направила в адрес сетевой организации, указав на его неоднократное представление и возвращение договора с целью надлежащего выполнения расчета платы.
На протяжении с 27.03.2019 по 28.05.2019 между сторонами снова велась переписка, по итогам которой, ООО "ТЭСК" письмом от 28.05.2019 N 600 сообщило Медведевой О.В. об аннулировании заявки на технологическое присоединение ввиду непредставления необходимых документов.
Не согласившись с указанными действиями сетевой организации, 01.07.2019 Медведева О.В. в лице представителя по доверенности Борисовой Е.В. обратилась с жалобой в Управление ФАС по Приморскому краю, указав на нарушение ООО "ТЭСК" порядка осуществления технологического присоединения в части сроков исполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения.
Антимонопольный орган, усмотрев в действиях ООО "ТЭСК" нарушения положений пунктов 15, 16 и 19 Правил технологического присоединения при заключении договора, 26.08.2019 возбудил в отношении сетевой организации дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
22.10.2019 в отношении сетевой организации составлен протокол об административном правонарушении N 025/04/9.21-730/2019.
Постановлением от 19.12.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 025/04/9.21-730/2019 ООО "ТЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
На основании указанного постановления антимонопольным органом вынесено представление от 19.12.2020 N 025/04/9.21-730/2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ТЭСК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявление, арбитражные суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю технических условий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац 3 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ).
На основании абзаца 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861).
В силу пункта 12 (1) Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 названных Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (абзац 1 пункта 15 Правил N 861).
В силу положений абзаца 14 пункта 15 Правил N 861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил N 861, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе представленную в материалы деда переписку, установив, что первоначально представленная Медведевой О.В. в сетевую организацию заявка от 14.03.2018 и приложенные к ней документы полностью соответствовали требованиям Правил N 861, что подтверждается, в том числе, направлением ООО "ТЭСК" в ее адрес договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий от 20.07.2018 N 07-16-171/18, а заявка, направленная 08.02.2019, по сути является сопроводительным письмом к пакету документов, направленных ранее, так как первоначальная заявка не исполнена и являлась действующей, суды пришли к верному выводу о незаконности аннулирования сетевой организации заявки Медведевой О.В. в связи с непредставлением недостающих документов.
Довод кассационной жалобы, аналогичный доводу, заявленному в суде апелляционной инстанции, о том, что заявка аннулирована ввиду неподписания заявителем договора, отклоняется судом округа, поскольку, в письме от 28.05.2019 указано иное основание.
Установив, что основанием для возвращения Медведевой О.В. договора послужило несогласие заявителя с размером установленной платы за присоединение, признав обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении сетевой организации пункта 19 Правил N 861 в части навязывания оплаты по индивидуальному тарифу, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях ООО "ТЭСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не принимается во внимание довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку срок привлечения к административной ответственности правомерно определен антимонопольным органом с 28.05.2019, исходя из срока необоснованного аннулирования заявки на технологическое присоединение.
Вопреки позиции ООО "ТЭСК", порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, проверен судами, нарушений не установлено.
Суд округа дополнительно отмечает, что проведение административного расследования по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-730/2019 продлевалось (определение от 12.09.2019), в нем были указаны дата, время и место составления и подписания протокола об административном правонарушении. Указанное определение получено ООО "ТЭСК" 23.09.2019. Таким образом, неявка представителя сетевой организации 22.10.2019 не являлась препятствием для составления административным органом протокола в его отсутствие.
Таким образом, суды двух инстанций правомерно признали оспариваемое постановление антимонопольного органа законным.
Вместе с тем, оценив установленные обстоятельства и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суды сочли возможным изменить оспариваемое постановление УФАС по Приморскому краю в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа с 250 000 руб. до 120 000 руб. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется.
Остальные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Переоценка доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов, не установлены.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмене вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.11.2020 приостановлено исполнение решения от 25.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по данному делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. Поскольку производство по кассационной жалобе завершено, суд кассационной инстанции на основании статьи 283 АПК РФ отменяет приостановление исполнения вышеуказанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А51-1049/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.11.2020, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа дополнительно отмечает, что проведение административного расследования по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-730/2019 продлевалось (определение от 12.09.2019), в нем были указаны дата, время и место составления и подписания протокола об административном правонарушении. Указанное определение получено ООО "ТЭСК" 23.09.2019. Таким образом, неявка представителя сетевой организации 22.10.2019 не являлась препятствием для составления административным органом протокола в его отсутствие.
Таким образом, суды двух инстанций правомерно признали оспариваемое постановление антимонопольного органа законным.
Вместе с тем, оценив установленные обстоятельства и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суды сочли возможным изменить оспариваемое постановление УФАС по Приморскому краю в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа с 250 000 руб. до 120 000 руб. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2021 г. N Ф03-5559/20 по делу N А51-1049/2020