г. Хабаровск |
|
22 января 2021 г. |
А04-322/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Звезда": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Звезда"
на решение от 25.05.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020
по делу N А04-322/2020 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Звезда" (ОГРН 1162801058310, ИНН 2801222320, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Конная, д. 143, офис 1)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1162801060840, ИНН 2801224302, адрес: 675005, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, д. 137)
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Звезда" (далее - ООО ОА "Звезда", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы воск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление Росгвардии по Амурской области; управление) от 26.12.2019 N 85001-785.
Решением суда от 25.05.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ООО ОА "Звезда" в жалобе просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, управлением в ходе проверки были нарушены требования пунктов 77, 88, 89, 92 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646 (далее - Административный регламент). В частности, заявитель ссылается на то, что представленный график проверки комнаты для хранения оружия (далее - КХО) юридических лиц с особыми уставными задачами, расположенных на территории обслуживания отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Благовещенску) и имеющих право на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, на второе полугодие 2019 года на сайте Управления Росгвардии по Амурской области официально размещен не был, на информационных стендах отсутствовал. Копия акта проведения проверки не вручена под расписку руководителю юридического лица или лицензиату, указанный акт и предписание направлены руководителю общества посредством почтовой связи, получены последним 14.01.2020, содержат срок исполнения до 15.01.2020, который, по мнению кассатора, является недостаточным для исполнения оспариваемого предписания. Кроме того, общество настаивает на неуведомлении его надлежащим образом о проводимой управлением проверке.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Отзыв в порядке статьи 279 АПК РФ Управлением Росгвардии по Амурской области не представлен.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, ООО ОА "Звезда" имеет лицензию на частную охранную деятельность, выданную УМВД России по Амурской области 24.10.2016 N 0280000013941 ЧО, сроком действия 05.06.2020.
25.12.2019 сотрудниками отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Благовещенску Управления Росгвардии по Амурской области проведена плановая проверка КХО общества, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Конная, д. 143/1, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 142 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), в Книге приема и выдачи оружия и патронов, начиная с порядкового номера 15 и далее до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания его вида и калибра, а так же не указано количество и тип выдаваемых патронов; в нарушение пункта 143 Инструкции N 288 в Книге приема и выдачи оружия и патронов, начиная с порядкового номера 52 и далее до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания полного имени и отчества лица получающего оружие; в нарушение пункта 146 Инструкции N 288 в Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов отсутствуют ежеквартальные сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, последняя проведена 03.09.2018; в нарушение подпункта "б" пункта 148 Инструкции N 288 при смене ответственного за сохранность оружия лица в сентябре 2019 года инвентаризация оружия и патронов, принадлежащих юридическому лицу, не проводилась. По результатам проверки составлен акт от 25.12.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением предписания от 26.12.2019 N 85001-785, в котором ООО ОА "Звезда" предписано в срок до 15.01.2020 устранить выявленные нарушения и сообщить о принятых мерах в отдел лицензионно-разрешительной работы (по г. Благовещенску) Управления Росгвардии по Амурской области.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого предписания, отсутствия нарушений порядка проведения проверки, влекущих вывод о недействительности ее результатов.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменений, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В пункте 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" определено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны возложен на войска национальной гвардии.
Правовые основы оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ).
Частями 5, 6 статьи 22 Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований Федерального закона N 150-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила N 814).
Согласно пункту 51 Правил N 814 субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона N 150-ФЗ, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании данных правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждена Инструкция N 288.
Согласно пункту 142 Инструкции N 288 в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
В соответствии с пунктом 143 Инструкции N 288 выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.
Пунктом 146 Инструкции N 288 предусмотрено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.
Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.
Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
В силу подпункта "б" пункта 148 Инструкции N 288 инвентаризации наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности оружия и патронов проводятся при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел).
Суды установили, что в нарушение пунктов 142, 143, 146, подпункта "б" пункта 148 Инструкции N 288 на момент проведения проверки в Книге приема и выдачи оружия и патронов ООО ОА "Звезда" записи о виде и калибре оружия, количестве выдаваемых патронов отсутствовали; в Книге приема и выдачи оружия и патронов, начиная с порядкового номера 52 и далее до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания полного имени и отчества лица, получающего оружие; в Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов отсутствовали сведения о ежеквартальных сверках соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, последняя проведена 03.09.2018; при смене ответственного за сохранность оружия лица в сентябре 2019 года инвентаризация оружия и патронов, принадлежащих юридическому лицу, не проводилась.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о наличии у управления оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Доводы о нарушении порядка проведения проверки, приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены в силу следующего.
В соответствии с пунктами 5.6, 5.7 Административного регламента должностные лица подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, исполняющие государственную функцию, имеют право проводить проверки деятельности юридического лица, занимающегося хранением или (и) торговлей оружием и основными частями огнестрельного оружия, хранением или (и) реализацией патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; при выявлении нарушений правил оборота оружия давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Административный регламент предусматривает наряду с проведением плановых и внеплановых проверок проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (пункт 28.6).
В соответствии с пунктом 81 Административного регламента предметом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, является установление соответствия количества, серий, номеров оружия, а также количества, калибра и номеров партий патронов учетным данным, указанным в лицензиях и (или) разрешениях; соблюдение физическим или юридическим лицом, в том числе лицензиатом, правил оборота оружия и патронов, то есть проверка фактического наличия оружия и патронов, а также осуществления его учета и хранения.
При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц должностными лицами, проверяется ряд вопросов, установленных пунктом 83 Административного регламента, и по результатам проведения проверки составляется акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, копия которого вручается руководителю юридического лица или лицензиату под расписку (пункт 88 Административного регламента).
Согласно пунктам 76 - 94 Административного регламента требования к заблаговременному уведомлению юридического лица о проведении данного вида проверки отсутствуют.
На основании изложенного суды двух инстанции правомерно пришли к выводу об осуществлении управлением в пределах своих полномочий в отношении заявителя предусмотренной пунктом 28.6 Административного регламента отдельной административной процедуры проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридического лица, в связи с чем предварительного уведомления проверяемого лица о проведении проверки в рассматриваемом случае не требуется.
Основанием для начала административной процедуры является наступление установленного в пункте 24 Административного регламента срока проведения проверки (абзац 1 пункта 76 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 24.2 Административного регламента срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, установлен не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования.
График проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета у юридических лиц размещается на официальных сайтах территориальных органов МВД России и информационных стендах в помещениях подразделений лицензионно-разрешительной работы (пункт 77 Административного регламента).
Из материалов дела следует и установлено судами двух инстанций, что проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в отношении ООО ОА "Звезда" проведена в соответствии графиком проверок наличия, организации хранения, учета технического состояния оружия и патронов, утвержденного начальником отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Амурской области от 17.06.2019, что соответствует положениям пунктов 76, 77 Административного регламента. В соответствие с графиком проверок КХО ООО ОА "Звезда" подлежало проверке в декабре 2019 года.
Проверка проведена в присутствии ответственного за хранение оружия должностного лица ООО ОА "Звезда" Жемкова Д.А.
Судами отмечено, что невозможность в настоящее время перехода на официальном сайте Управления Росгвардии по Амурской области: 28.rosgvard.ru по ссылке "График проверок комнат хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами, организаций, занимающихся торговлей оружием и боеприпасами на 2-е полугодие 2019 года" в связи с технической ошибкой не является обстоятельством, однозначно свидетельствующим о том, что на момент размещения графика и до проведения проверки общества текст данного графика отсутствовал на сайте управления.
Оценив доводы заявителя о несвоевременном вручении акта проверки, оспариваемого предписания, суды пришли к выводу о том, что в связи с уклонением представителей общества от получения акта проверки от 25.12.2019 и предписания от 26.12.2019 указанные документы направлены в адрес ООО ОА "Звезда" почтовым отправлением с уведомлением о вручении 27.12.2019 (скриншот сайта Почта России по почтовому отправлению РПО N 67500442035899), получены заявителем 14.01.2020.
При этом судами верно указано, что, полагая установленный предписанием срок недостаточным, общество не обращалось к управлению с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, установив, что проверка проводилась на основании графика, утвержденного 17.06.2019 Управлением Росгвардии по Амурской области, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны управления процедурных нарушений при проведении проверки в отношении ООО ОА "Звезда".
При установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды пришли к правильному выводу о соответствии предписания от 26.12.2019 N 85001-785 нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А04-322/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 51 Правил N 814 субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона N 150-ФЗ, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании данных правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждена Инструкция N 288."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2021 г. N Ф03-5960/20 по делу N А04-322/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5960/20
07.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3280/20
11.08.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3281/20
25.05.2020 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-322/20