г. Хабаровск |
|
26 января 2021 г. |
А59-959/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Захаренко Е.Н., Лесненко С.Ю.
при участии:
от истца: Устинова С.Н. - представитель по доверенности от 11.01.2021 N 18-91
от ответчика: Мишарина П.Б. врио директора (приказ от 07.07.2020 N 48-к)
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020
по делу N А59-959/2020
Арбитражного суда Сахалинской области
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-3"
о взыскании задолженности за электрическую энергию в размере 29 417,54 руб.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, ИНН 6500000024; адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, д. 43, далее - ПАО "Сахалинэнерго") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-3" (ОГРН 1076501005283, ИНН 6501183596; адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Курильская, 41, далее - ООО "ЖЭУ-3") о взыскании 29 417,54 руб. основного долга за поставленную в многоквартирные дома электроэнергию на общедомовые нужды в ноябре 2019 года.
Решением суда от 18.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 решение от 18.06.2020 изменено, с ООО "ЖЭУ-3" в пользу ПАО "Сахалинэнерго" взыскано 24 133,66 руб. долга; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, ПАО "Сахалинэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой, просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. В целом доводы жалобы сводятся к оспариванию порядка расчета отрицательных величин, которые, по мнению истца, не могут уменьшать объем потребленной электроэнергии, определенной исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
В судебном заедании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представитель истца кассационную жалобу поддержал, против чего возражал представитель ответчика.
Проверив законность обжалуемого постановления, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами из материалов дела, 28.04.2017 между ПАО "Сахалинэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖЭУ-3" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N 111859 (далее - договор), в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять продажу электрической энергии, необходимой исполнителю для содержания общего имущества в МКД, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель обязался оплачивать объем электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Согласно пункту 4.1 договора, расчетным периодом является один календарный месяц.
Оплата по договору вносится исполнителем ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, но не ранее, чем через 20 рабочих дней после получения всей информации, указанной в пункте 2.1.7 договора и документов на оплату и расчетов выставленной к оплате суммы по договору за соответствующий расчетный период (пункт 4.4 договора).
Пунктом 5.1 договора установлено, что снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета, производится ресурсоснабжающей организацией в присутствии представителя исполнителя в даты и время, согласованные сторонами в графике снятия показаний (приложение N 4). В случае, когда показания общедомовых и индивидуальных приборов учета снимаются одной из сторон, сведения о снятых показаниях должны быть представлены стороне, не участвующей в процедуре снятия показаний, не позднее 3 рабочих дней, за днем их снятия.
Во исполнение условий спорного договора ПАО "Сахалинэнерго" в ноябре 2019 года поставило в МКД, расположенные по адресу: ул. Дзержинского 22; Коммунистический проспект 74; ул. Ленина 198; ул. Поповича 102, 108; ул. Сахалинская 39, 45, 49; ул. Чехова 3, 72а, коммунальный ресурс на ОДН в виде электрической энергии.
Полагая, что ООО "ЖЭУ-3" не оплатило в установленные сроки принятую электрическую энергию, 21.01.2020 ПАО "Сахалинэнерго" направило последнему претензию N 1/3-121/1 с требованием в десятидневный срок погасить образовавшуюся задолженность.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в МКД регулируются жилищным законодательством (пункта 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также положениями Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правил N 124) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ, пунктов 4, 40 Правил N 354 (в редакции, действующей с 01.01.2017), расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, с 01.01.2017 исключены из состава коммунальной услуги "электроснабжение" и включены в состав платы за содержание жилого помещения.
Наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносят управляющей организации (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
В силу пункта 21 (1) Правил N 124 управляющая компания в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, определяющий виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общедомового имущества, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21 (1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354. В случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 изложена правовая позиция, согласно которой положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае, если величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
С целью упорядочения исчисления количества ресурсов, затраченных на общедомовые нужды, при рассмотрении соответствующих споров следует рекомендовать ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг проводить сверку их количества 1 раз в год с целью получения итогового сальдо и корректировки по аналогии с механизмами, предусмотренными абзацем 1 пункта 53, абзацем 9 пункта 54 Правил N 354 (части 1 статьи 6 ГК РФ).
Вместе с тем, если исполнитель коммунальных услуг против иска ресурсоснабжающей организации о взыскании стоимости ресурса, переданного на ОДН, заявляет возражения о необходимости уменьшения объема подлежащего оплате ресурса, поставленного в спорный период, на отрицательное значение объема аналогичного ресурса, переданного на те же цели в предшествующие/последующие периоды по конкретному многоквартирному жилому дому, то они подлежат проверке судом при рассмотрении дела по существу, и при установлении соответствующих обстоятельств такое уменьшение должно быть произведено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика суммы основного долга за поставленную последнему электрическую энергию, исходил из доказанности факта поставки ПАО "Сахалинэнерго" в ноябре 2019 года в заявленном объеме электроэнергии на ОДН в спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика, возникновения у последнего как исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате поставленной энергии и отсутствия доказательств ее исполнения.
При апелляционном рассмотрении дела суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о поставке коммунального ресурса и обязанности ответчика по его оплате, вместе с тем счел недопустимым расчет истца, предусматривающий снижение платы на отрицательные значения ОДН, возникшие за предшествующие периоды, лишь на объем, который превышает нормативное потребление ОДН.
В этой связи, судебная инстанция, следуя приведенным нормоположениям и разъяснениям правоприменительной практики при проверке расчета ОДН, произвела корректировку расчета с учетом применения отрицательных показателей потребления электроэнергии на основании данных отчета по выставлению начислений за содержание общего имущества за октябрь 2019 года по МКД, расположенным по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского 22 до 0 кВт/ч; ул. Поповича 108 до 367,5 кВт/ч. При определенном объеме электроэнергии, поставленного в спорные МКД на ОДН и подлежащего оплате ООО "ЖЭУ-3" за ноябрь 2019 года (5 691,9 кВт/ч), суд пришел к выводу об обоснованности требований истца на сумму 24 133,66 руб. (исходя из тарифа 4,24 руб./кВт.ч для населения, проживающего в городских населенных пунктах) и отказал в удовлетворении остальной части иска.
Поддерживая в данном случае позицию апелляционного суда, суд округа находит её соответствующей установленным судом в ходе апелляционной проверки обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Позиция истца о возможности применения корректировки потребления только к объему, превышающему нормативное потребление на содержание общего имущества многоквартирных домов, противоречит правовому регулированию правоотношений сторон (ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг), измененному с 01.01.2017 и не соответствует порядку определения платы по подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 и, по сути, затрагивает иные правоотношения (исполнителя коммунальных услуг и нанимателей/собственников), поскольку спорный объем включен в состав платы за содержание жилых помещений. А потому соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению судом округа как несостоятельные.
Нарушений либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией также не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу N А59-959/2020 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 изложена правовая позиция, согласно которой положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае, если величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
С целью упорядочения исчисления количества ресурсов, затраченных на общедомовые нужды, при рассмотрении соответствующих споров следует рекомендовать ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг проводить сверку их количества 1 раз в год с целью получения итогового сальдо и корректировки по аналогии с механизмами, предусмотренными абзацем 1 пункта 53, абзацем 9 пункта 54 Правил N 354 (части 1 статьи 6 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2021 г. N Ф03-5436/20 по делу N А59-959/2020