г. Хабаровск |
|
09 февраля 2021 г. |
А73-8569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии: от Краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края": Бегун В.В., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 01-18/02;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Михайлова А.А., представитель по доверенности от 11.07.2018 N 8/6016;
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска: Денисюк А.А., представитель по доверенности от 11.01.2020 N 9.6-11/16;
от других лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска, Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020
по делу N А73-8569/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сириус", общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Градъ Сервис"
о признании незаконным решения; об обязании провести конкурс
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" (ОГРН 1062721095403, ИНН 2721140400, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67, далее - УФАС по Хабаровскому краю) о признании недействительным решения от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020), к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска (ОГРН 1162724090715, ИНН 2721228573, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66, далее - Управление ЖКХ) об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске (с учетом изменений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (ОГРН 1182724015187, ИНН 2722117851, адрес: 680028, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Истомина, д. 90, кв. 12, далее - ООО "Сириус") и общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Градъ Сервис" (ОГРН 1022701296419, ИНН 2724056185, адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, 72А, далее - ООО "Градъ Сервис").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 решение от 03.08.2020 отменено, заявление удовлетворено, признано недействительным решение от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020), на Управление ЖКХ возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске.
Не согласившись с постановлением от 19.10.2020, УФАС по Хабаровскому краю и Управление ЖКХ обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами.
Управление ЖКХ в кассационной жалобе просит постановление от 19.10.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Учреждения. В обоснование жалобы указывает, что Управление ЖКХ не вправе давать оценку правомерности проведения общего собрания и юридической силы договоров управления многоквартирными домами, заключенными по итогам данных собраний, такие полномочия органам местного самоуправления законом не предоставлены. В связи с чем считает, что вывод суда апелляционной инстанции об обязанности Управления ЖКХ установить, что протокол от 21.12.2019 N 1 и договор управления от 20.12.2019 N АЭ/1 являются ничтожными, не соответствуют нормам права.
УФАС по Приморскому краю в кассационной жалобе просит постановление от 19.10.2020 отменить, оставить в силе решение от 03.08.2020. В обоснование жалобы указывает, что вопросы, связанные с проведением общего собрания собственников, а также с установлением правомерности принятых общими собраниями собственников решений и протоколов таких собраний, не относятся к компетенции антимонопольного органа. Отмечает, что проверка сведений, содержащихся в документах, направленных ООО "Сириус" в конкурсную комиссию в целях принятия решения о снятии многоквартирного дома N 21 по ул. Аэродромной, в компетенцию органа местного самоуправления не входит.
В отзыве на кассационные жалобы Учреждение, выражая несогласие с доводами, изложенными в них, просит постановление от 19.10.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для его отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с государственными контрактами на участие в долевом строительстве от 13.09.2018 N 0122200002518004702-АН, N 0122200002518005437-АН, заключенными между Краевым государственным казенным учреждением "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (заказчик) и ООО "Градъ Сервис" (застройщик), последним построен 279-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Аэродромная, д. 21 (далее - МКД), введенный в эксплуатацию 29.11.2019 на основании решения администрации города Хабаровска N 27-23-140-2019.
В соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с вышеуказанной нормой ЖК РФ между ООО "Градъ Сервис" и ООО "Сириус" 29.11.29019 заключен договор N 1 управления МКД до момента проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД.
Информация о проведении конкурса по отбору управляющей организации МКД (извещение от 11.12.2019 N 111219/3834650/01) размещена Управление ЖКХ на официальном сайте Российской Федерации http://torgi.gov.ru. Срок подачи заявок - до 09 час. 50 мин. 14.01.2020.
Распоряжением министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.12.2019 N 2391 жилые помещения в МКД внесены в Реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Из протокола от 13.01.2020 N 1/1 следует, что проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации отменено/аннулировано с указанием причины: предоставление документов по выбору и реализации способа управления - управляющей организацией ООО "Сириус".
Основанием для отмены проведения открытого конкурса послужило предоставление ООО "Сириус" в Управление ЖКХ следующих документов: протокола от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД; реестра собственников помещений МКД; договора управления МКД от 20.12.2019 N АЭ/1; выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН); копии текста сообщения о проведении общего собрания собственников помещений МКД от 11.12.2019; документа, подтверждающего направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственников помещений МКД; списка присутствующих на собрании собственников помещений МКД.
Договор управления МКД от 20.12.2019 N АЭ/1 размещен 30.12.2019 ООО "Сириус" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с указанием сведений об управлении МКД на период с 20.12.2019 по 19.12.2022.
Посчитав свершенным избрание собственником помещений в МКД в качестве управляющей организации МКД ООО "Сириус", заключение с этой организацией собственником договора управления от 20.12.2019, конкурсная комиссия Управления ЖКХ отменила/аннулировала конкурс.
Письмом от 07.02.2020 N 9.1-19/481 Управление ЖКХ не установило оснований для возобновления проведения конкурса по обращению Учреждения от 20.01.2020 N 01-17/88.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в УФАС по Хабаровскому краю с жалобой N 01-17/492 на действия Управления ЖКХ по отмене/аннулированию проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД.
Решением антимонопольного органа от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020) жалоба Учреждения признана необоснованной.
Не согласившись с принятым УФАС по Хабаровскому краю решением и действиями Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанций, посчитав правомерными действия и акты ответчиков, не нарушающими права заявителя, в удовлетворении заявления отказал.
Повторно рассмотрев заявление, суд апелляционной инстанции решение от 03.08.2020 отменил, заявление Учреждения удовлетворил, при этом правомерно исходил из следующего.
На основании части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Правил N 75 уполномоченный орган местного самоуправления должен провести конкурс в связи с выдачей в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Учитывая вышеприведенные нормы права, а также положения статей 161, 162, 163, 198, 200 ЖК РФ, пункта 39 Правил N 75, Управление ЖКХ могло не проводить, а назначенный открытый конкурс отменить/аннулировать в случае, если собственниками помещений в МКД выбран способ управления этим домом, собственниками помещений в МКД принятое решение о выборе способа управления домом реализовано.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в роли собственников помещений МКД в решении, оформленным протоколом от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД, и заключенного в связи с этим решением договора управления МКД от 20.12.2019 N АЭ/1 выступило ООО "Градъ Сервис" (застройщик), которое не являлось и не является собственником помещений, что следует из положений статей 4, 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 131, 219, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также буквального толкования документов, представленных ООО "Сириус" в Управление ЖКХ письмом от 08.01.2020 N 08/01, пришел к верному выводу о том, что протокол от 21.12.2019 N 1 и договор от 20.12.2019 N АЭ/1 имеют признаки ничтожности в силу статей 168, 169, 181.3, 181.5 ГК РФ, в связи с чем обоснованно признало действия (бездействие) Управления ЖКХ незаконными и отменило решение УФАС по Хабаровскому краю от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020).
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края принято решение от 17.01.2020 N 32 о включении многоквартирного дома N 21 по ул. Аэродромной, в реестр лицензий Хабаровского края не на основании протокола от 21.12.2019 N 1 и договора от 20.12.2019 N АЭ/1, а на основании договора управления МКД от 29.11.2019 N 1, заключенного до момента проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, что также подтверждается письмами от 18.02.2020 N 01.30-3595, от 18.02.2020 N 01-32-3607, от 19.02.2020 N 01-33-3692, в которых указано на необходимость проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации МКД.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу норм статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А73-8569/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в роли собственников помещений МКД в решении, оформленным протоколом от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД, и заключенного в связи с этим решением договора управления МКД от 20.12.2019 N АЭ/1 выступило ООО "Градъ Сервис" (застройщик), которое не являлось и не является собственником помещений, что следует из положений статей 4, 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 131, 219, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также буквального толкования документов, представленных ООО "Сириус" в Управление ЖКХ письмом от 08.01.2020 N 08/01, пришел к верному выводу о том, что протокол от 21.12.2019 N 1 и договор от 20.12.2019 N АЭ/1 имеют признаки ничтожности в силу статей 168, 169, 181.3, 181.5 ГК РФ, в связи с чем обоснованно признало действия (бездействие) Управления ЖКХ незаконными и отменило решение УФАС по Хабаровскому краю от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2021 г. N Ф03-5243/20 по делу N А73-8569/2020