г. Хабаровск |
|
16 февраля 2021 г. |
А73-3650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
судей: Новиковой С.Н., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуроры: Храмцова Е.Б., прокурор (служебное удостоверение)
от иных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
на решение от 15.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020
по делу N А73-3650/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Амурской бассейновой природоохранной прокуроры в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтех", краевому государственному специализированному автономному учреждению "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
третье лицо: Управление лесами Правительства Хабаровского края (ныне - Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края)
о признании недействительным договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13
Заместитель прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к краевому государственному специализированному автономному учреждению "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1072721000120, ИНН 2721145239, адрес: 680013, г. Хабаровск, ул. Павленко, 19; далее -КГСАУ "ДВ Авиабаза", учреждение) и к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтех" (ОГРН 1132728001647, ИНН 2717005285, адрес: 682711, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, ул. Ленина, 15-108; далее - ООО "Автоспецтех", общество) о признании договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13 недействительным в связи с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края (ныне - Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края; ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес: 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5; далее - Управление лесами, Комитет).
Решением суда от 15.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020, исковые требования удовлетворены.
КГСАУ "ДВ Авиабаза", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих возражений заявителем жалобы приведены доводы о том, что спорный договор купли-продажи заключен в соответствии с действующим законодательством. Считает, что судами необоснованно сделан вывод о том, что получение и выполнение государственного задания возлагает на КГСАУ "ДВ Авиабаза" обязанность по проведению конкурсных процедур при привлечении учреждением за счет собственных средств общества для выполнения государственного задания по проведению санитарных рубок с одновременной продажей лесных насаждений. В этой связи суды обеих инстанций неверно применили нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). При этом дополнительно обращает внимание на то, что оспариваемый договор на момент рассмотрения настоящего спора исполнен сторонами полностью, все мероприятия по санитарным рубкам выполнены, предполагаемых истцом нарушений публичных интересов не допущено.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании Прокурор возражал против удовлетворения поданной КГСАУ "ДВ Авиабаза" кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, а также учитывая пояснения представителя истца, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом КГСАУ "ДВ Авиабаза" создано в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 N 32-пр "Об автономных учреждениях Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 N 836-рп "О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (пункт 1.1 Устава).
Пунктом 1.2 Устава КГСАУ "ДВ Авиабаза" предусмотрено, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.
Согласно пункту 1.6 Устава учредителем КГСАУ "ДВ Авиабаза" является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Пунктом 2.9 Устава предусмотрено, что учреждение выполняет государственное задание, установленное учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными настоящим Уставом к основной деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Управлением лесами Правительства Хабаровского края 28.12.2018 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждено государственное задание.
Впоследствии между Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице КГКУ "Амгуньское лесничество" (продавец) и КГСАУ "ДВ Авиабаза" (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 N 01-11, по условиям которого продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора.
Во исполнение договора купли-продажи N 01-11 согласно акту приема-передачи лесных насаждений от 05.02.2019 N 33 продавец в рамках государственного задания передал покупателю - КГСАУ "ДВ Авиабаза" лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Солнечном лесничестве Солнечном участковом лесничестве, в том числе местоположением: часть 2 квартал 2 деляна на площади 24.4 га.
В целях реализации мероприятий, установленных государственным заданием, КГСАУ "ДВ Авиабаза" заключило ряд договоров оказания услуг по санитарным рубкам на территории Солнечного лесничества с ООО "Автотехспец". Древесина, полученная в результате проведения сплошных санитарных рубок, реализована учреждением без проведения торгов на основании также заключенного с ООО "Автотехспец" договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13. Договоры сторонами исполнены.
Установив в ходе проверки, что ООО "Автоспецтех" привлечено к выполнению государственного задания с одновременным приобретением заготовленной древесины без проведения конкурса или аукциона, что свидетельствует о предоставлении обществу необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности и нарушает запрет, установленный пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Прокурор в соответствии со статьей 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации.
Удовлетворяя требования Прокурора, суды обеих инстанций правомерно руководствовались статьями 166, 168 ГК РФ, статьями 19, 60.7, 83 Лесного кодекса РФ, нормами Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, разъяснениями пунктов 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пришли к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13, как противоречащего существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства и заключенного с нарушением установленного законом запрета, не допускающего передачу лесных насаждений для заготовки древесины без проведения конкурсных процедур.
Суд округа соглашается с итоговыми выводами судов об удовлетворении иска и отклоняет доводы кассационной жалобы Учреждения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, формируется и утверждается учредителем государственное (муниципальное) задание.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
На основании части 1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. В соответствии с частью 2.1 этой же статьи автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Согласно пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ определено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений (часть 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого последнее не вправе отказаться.
В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с Законом N 44-ФЗ с использованием конкурентных способов заключения сделки.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями установлены Законом N 223-ФЗ.
Общая направленность задач и целей Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ едина - противодействие злоупотреблениям в сфере закупок для обеспечения публичных нужд и интересов.
При этом Закон N 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда проводятся закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон N 223-ФЗ не подлежит применению. В этих случаях поставщики (подрядчики, исполнители) должны определяться конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона N 44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений и только в определенных случаях - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В данном случае КГСАУ "ДВ Авиабаза" является некоммерческой организацией и создано для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.
Согласно статье 60.1, части 1 статьи 60.2, пункту 4 части 1 статьи 60.3, пункту 2 части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе выборочно-санитарные рубки, являются видом мероприятий по предупреждению возникновения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов.
В данном случае виды работ, предусмотренные государственным заданием от 28.12.2018, относятся к санитарным рубкам.
При этом выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов предполагает наличие условий о купле-продаже лесных насаждений (части 3, 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ).
По правилам части 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.
Уполномоченным органом по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в целях заготовки древесины, на территории Хабаровского края является Управление лесами.
При этом из условий заключенного между Управлением лесами и КГСАУ "ДВ Авиабаза" договора купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 N 01-11 и оспариваемого договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13, усматривается, что учреждением в обход установленных статьями 19, 77 Лесного кодекса РФ процедур были переданы лесные насаждения с целью заготовки древесины путем проведения санитарных рубок ООО "Автотехспец".
Таким образом, материалами дела подтверждено, что учреждение не приступило к самостоятельному исполнению порученного ему государственного задания, а привлекло для этих целей общество без соблюдения конкурсных процедур, что, в свою очередь, свидетельствует о предоставлении названному обществу преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), и является нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц, вопреки ошибочному мнению заявителя жалобы, не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности (а не нужды самого автономного учреждения) и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Ссылки учреждения на исполнение оспариваемой сделки не влияют на итоговый результат по делу, поскольку не устраняют допущенных при ее заключении нарушений.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, ранее были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, получили должную правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов судов о фактических обстоятельствах спора, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Выводы судов об удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А73-3650/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уполномоченным органом по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в целях заготовки древесины, на территории Хабаровского края является Управление лесами.
При этом из условий заключенного между Управлением лесами и КГСАУ "ДВ Авиабаза" договора купли-продажи лесных насаждений от 29.01.2019 N 01-11 и оспариваемого договора купли-продажи от 30.01.2019 N 13, усматривается, что учреждением в обход установленных статьями 19, 77 Лесного кодекса РФ процедур были переданы лесные насаждения с целью заготовки древесины путем проведения санитарных рубок ООО "Автотехспец".
Таким образом, материалами дела подтверждено, что учреждение не приступило к самостоятельному исполнению порученного ему государственного задания, а привлекло для этих целей общество без соблюдения конкурсных процедур, что, в свою очередь, свидетельствует о предоставлении названному обществу преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), и является нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц, вопреки ошибочному мнению заявителя жалобы, не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности (а не нужды самого автономного учреждения) и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2021 г. N Ф03-131/21 по делу N А73-3650/2020