г. Хабаровск |
|
01 марта 2021 г. |
А51-424/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Актион" - представитель не явился;
от Финансового управления городского округа ЗАТО Фокино Приморского края - представитель не явился;
от Главы городского округа ЗАТО Фокино Баранова А.С. - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Актион"
на решение от 10.09.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020
по делу N А51-424/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актион" (ОГРН 1127747178008, ИНН 7722792693, адрес: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 1, стр. 1, эт. 1, пом. 30)
к Финансовому управлению городского округа ЗАТО Фокино Приморского края (ОГРН 1022500577978, ИНН 2512000455, адрес: 692880, Приморский край, г. Фокино, ул. Постникова, 9, 45), Главе городского округа ЗАТО Фокино Баранову А.С.
о признании незаконным бездействия; о признании незаконным решения; об обязании предоставить информацию
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Актион" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Финансовому управлению городского округа ЗАТО Фокино Приморского края (далее - финуправление), Главе городского округа ЗАТО Фокино Баранову А.С. о признании незаконным бездействия финуправления, выразившегося в непредставлении информации по запросу общества; об обязании финуправления предоставить обществу информацию об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в финуправление с указанием: номера исполнительного листа, номера дела и наименование суда, выдавшего исполнительный лист, суммы взыскания по исполнительному листу, остатка непогашенной задолженности по исполнительному листу; о признании незаконным решения Главы городского округа ЗАТО Фокино Баранова А.С. об отказе представить обществу информацию по запросу.
Решением от 10.09.2020 (с учётом определения об исправлении опечатки от 17.11.2020), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020, обществу в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество в жалобе, ссылаясь на часть 3 статьи 6.1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) настаивает, что запрашиваемые у финуправления сведения относятся к общедоступным сведениям и не являются конфиденциальными независимо от возможности идентификации конкретных лиц. По мнению заявителя, финуправление обязано предоставить обществу сведения только в той части, которая не раскрывает сведения о персональных данных взыскателей. Считает, что не предоставление финуправлением запрашиваемой информации об исполнительных листах препятствует обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Глава городского округа ЗАТО Фокино Баранов А.С. выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, предлагал судебные акты оставить без изменения; заявил о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Финуправление отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей, как и общество, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что 07.11.2019 общество направило в адрес финуправления запрос, в котором просило представить информацию об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в управление с указанием: номера исполнительного листа; номера дела и наименования суда, выдавшего исполнительный лист; суммы взыскания по исполнительному листу; остатка непогашенной задолженности по исполнительному листу.
12.11.2019 финуправление направило в адрес общества письмо содержащее информацию об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в управление, взыскателем по которым является общество: исполнительный лист от 26.02.2019 серии ФС 016582924; дело N А51-10849/2013; сумма 2 305 275,65 руб.; остаток непогашенной задолженности по исполнительному листу составляет 1 385 575,65 руб. Также указано на погашение до 25.12.2019 задолженности по исполнительному листу серии от 26.02.2019 ФС N 016582924.
12.12.2019 общество направило в адрес управления запрос, в котором просило представить информацию, запрошенную в письме от 12.11.2019 N 261.
Письмом, подписанным Главой городского округа ЗАТО Фокино Барановым А.С., со ссылкой на пункт 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (далее - Перечень), обществу отказано в предоставлении запрашиваемой информации обо всех исполнительных листах, должником по которым является муниципальное образование и исполнение которых предусмотрено за счет казны городского округа.
Не согласившись с бездействием управления в предоставлении запрашиваемой информации и решением Главы городского округа ЗАТО Фокино Баранова А.С., общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о законности оспариваемого бездействия финуправления и отказа Главы ЗАТО Фокино Баранова А.С., в предоставлении информации обо всех исполнительных листах.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам их предъявления, перерыву и восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты: Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 152-ФЗ, целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Статьей 3 Закона N 152-ФЗ определено, что персональные данные, это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии со статьёй 7 Закона N 152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При этом, пункт 1 части 5 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) исключает распространение действия закона на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, регламентирован, в том числе, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) и Законом N 8-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 149-ФЗ конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 149-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 149-ФЗ установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (пункт 2 статьи 8 Закона N 149-ФЗ).
В пункте 1 Перечня сведений конфиденциального характера, указано, что таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Согласно пункту 11 статьи 241 БК РФ на финансовые органы, получающие от органов Федерального казначейства сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, являющиеся информацией ограниченного доступа, распространяются требования о защите и об использовании информации, установленные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 241 БК РФ исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации организуется с соблюдением требований, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Из материалов дела усматривается, что на запрос общества о предоставлении информации об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в финуправление с указанием: номера исполнительного листа, номера дела и наименование суда, выдавшего исполнительный лист, сумму взыскания по исполнительному листу, управление предоставило информацию об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в управление, согласно которой по состоянию на текущую дату взыскателем является общество.
При этом Главой городского округа ЗАТО Фокино Барановым А.С. письмом со ссылкой на пункт 7 Перечня, отказано обществу в предоставлении запрашиваемой информации обо всех исполнительных листах, не относящихся к обществу, должником по которым является муниципальное образование и исполнение которых предусмотрено за счет казны городского округа.
Учитывая, что общество не является ни стороной исполнительных производств, ни участником процессов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по всем делам, где муниципальное образование городской округ ЗАТО Фокино является ответчиком (должником), пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в предоставлении информации является правомерным, поскольку запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную специально охраняемую законом тайну.
По этим же основаниям, вопреки доводам заявителя жалобы, в действиях финуправления отсутствует бездействие, поскольку оно предоставило исчерпывающую информацию по предъявленному обществом к исполнению исполнительному листу серии от 26.02.2019 ФС 016582924, в рамках которого оно выступает в качестве взыскателя.
При этом ответ финуправления, ни ответ Главы городского округа ЗАТО Фокино об отказе в предоставлении информации обо всех исполнительных листах по запросу общества не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку предоставление запрашиваемой информации обо всех исполнительных листах, должником по которым является муниципальное образование и исполнение которых предусмотрено за счет казны городского округа, по верным выводам судов, не предусмотрено законом.
Суд округа признает ошибочными доводы общества о том, что истребуемая у финуправления информация должна была быть им предоставлена, так как она является общедоступной.
В соответствии с действующим законодательством принудительное исполнение судебных актов осуществляется либо Федеральной службой судебных приставов по правилам Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" либо финансовыми органами по правилам, установленным Бюджетным кодексом РФ.
Обращаясь с запросом к финансовому органу, заявитель предлагает ему предоставить информацию, полномочиями за размещением которой в качестве общедоступной, данный орган не наделен, поскольку в силу статьи 6.1 Закона N 229-ФЗ, на которую ссылается общество именно Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, в который в составе общедоступных включаются сведения: о дате принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; о виде исполнительного документа, его номере, наименовании органа, выдавшего исполнительный документ; о дате возбуждения исполнительного производства; о номере исполнительного производства; о наименовании должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), о дате рождения, о месте рождения; для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес); о требовании, содержащимся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе; о сумме непогашенной задолженности по исполнительному документу и т.д.
Соответствующий банк данных размещен на официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов, который является официальным общедоступным источником информации о деятельности последней.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения требований общества у судов не имелось.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, основаны на несогласии с выводами судов и ином толковании правовых норм.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.09.2020 (с учётом определения об исправлении опечатки от 17.11.2020), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по делу N А51-424/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела усматривается, что на запрос общества о предоставлении информации об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в финуправление с указанием: номера исполнительного листа, номера дела и наименование суда, выдавшего исполнительный лист, сумму взыскания по исполнительному листу, управление предоставило информацию об исполнительных листах, предъявленных к исполнению в управление, согласно которой по состоянию на текущую дату взыскателем является общество.
При этом Главой городского округа ЗАТО Фокино Барановым А.С. письмом со ссылкой на пункт 7 Перечня, отказано обществу в предоставлении запрашиваемой информации обо всех исполнительных листах, не относящихся к обществу, должником по которым является муниципальное образование и исполнение которых предусмотрено за счет казны городского округа.
...
В соответствии с действующим законодательством принудительное исполнение судебных актов осуществляется либо Федеральной службой судебных приставов по правилам Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" либо финансовыми органами по правилам, установленным Бюджетным кодексом РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 марта 2021 г. N Ф03-463/21 по делу N А51-424/2020